Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Англии :: Гальфрид Монмутский - История бриттов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 73
 <<-
 
евавшие между собой  братоубийственные
войны. Итак, заключив союз с саксами, он напал на короля  Каретика  и  после
многих битв обратил его в бегство, заставив покидать город за городом,  пока
не загнал в Цирепестрию, которую осадил. К Гормунду  прибыл  туда  Изембард,
племянник Лодевика, короля франков, и заключил с ним договор о дружбе. Из-за
этого соглашения и любви к царю африканцев он отрекся от христианской  веры,
которую исповедовал, дабы с помощью упомянутого царя отнять у дяди галльское
королевство, из коего тот, как он говорил, насильственно и несправедливо его
изгнал. Захватив Цирецестрию и предав этот город огню, Гормунд вступил в бой
с Каретиком и отбросил его за Сабрину в  Валлию.  Вслед  за  тем,  опустошив
пашни, он сжег некоторые ближние города. И он не  прекращал  этих  поджогов,
пока не спалил от моря до моря почти все, что было на  поверхности  острова,
так что преобладающее большинство селений, разбитых таранами, было  обращено
в развалины, а непогребенные трупы крестьян и церковнослужителей,  при  том,
что повсюду сверкали клинки подъятых мечей и ревело  пламя,  усеивали  собою
землю.  Уцелевшие  бежали  от  столь  страшных  бедствий,  уповая,   что   в
предстоящих скитаниях обретут, наконец, для себя спасение и пристанище.
     185. О несносное племя, раздавленное  грузом  чудовищных  преступлений,
постоянно алчущее междоусобных распрей,  ужели  ты  до  того  истощило  себя
междоусобицами, что  державшее  некогда  в  своей  власти  далеко  отстоящие
царства и  королевства  уподобилось  доброму,  но  одичавшему  винограднику,
который родит лишь горькие гроздья, и ныне неспособно оберегать отечество, а
также жен и детей твоих? Ну что же,  упорствуй,  упорствуй  в  раздорах,  не
понимая сказанного в Евангелии: "Всякое царство, разделившееся само в  себе,
опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет". И так как царство твое  в
самом себе было разделено,  и  так  как  ярость  братоубийственной  смуты  и
пагубное дыхание зависти затемнили твой разум, и так как твоя надменность не
допустила, чтобы ты повиновалось лишь  одному  государю,  ты  и  зришь  пред
собою, что твоя родина повержена в прах нечестивейшими язычниками, что  дома
ее рушатся на дома, что потомки твои будут погружены в скорбь и печаль. Ведь
им предстоит узреть, как детеныши чужеземной  львицы  владеют  их  городами,
поселками и другим достоянием, а сами  они,  изгнанные  и  прозябающие,  или
никогда больше не обретут былого достоинства или обретут  его  нескоро  и  с
величайшим трудом.
     186. После того как беспощадный злодей вместе со  своими  неисчислимыми
африканскими воинами опустошил, о чем сказано выше, почти полностью  остров,
большую его часть,  которая  называлась  Лоегрией,  он  предоставил  саксам,
благодаря предательству коих высадился в Британии. Остатки бриттов отошли  в
западные  области  королевства,  а  именно  в  Корнубию  и  Валлию,   откуда
непрерывно  предпринимали  ожесточенные   вылазки   на   врага.   Лондонский
архиепископ Теон и эборакский - Тадиоцей, видя, что все подведомственные  им
церкви  лежат  в  развалинах,  бежали  с  уцелевшим   в   таких   испытаниях
духовенством  в  лесные  дебри  Валлии,  унеся  с  собой  мощи  святых,  ибо
страшились, как  бы  нашествием  чужестранцев  не  было  уничтожено  столько
священных останков их столь прославленных пращуров, если бы  в  час  грозной
опасности они бросили  эти  святыни  на  произвол  судьбы,  а  сами  приняли
мученический венец. Очень многие духовные лица на многих судах переправились
в Британию армориканскую, так что церковь двух областей, то есть  Лоегрии  и
Нортанумбрии, лишилась своих монастырских обителей. Но об этом я  поведаю  в
другом месте, когда переведу книгу об их исходе.
     187. Затем бритты надолго утратили господство на острове и не знали над
собой единодержавного государя; больше того, они  и  не  стремились  вернуть
себе былое  достоинство,  и  даже  та  часть  страны,  куда  они  удалились,
подчинялась не  одному  властителю,  а  трем  злодеям,  которые  непрестанно
разоряли ее распрями между собой. Но и саксы все же не  добились  господства
на острове; подчиняясь тоже трем властвовавшим над ними королям,  они  порой
ввергали в бедствия бриттов, а порой и самих себя.
     188. Между тем папа святой Григорий направил в Британию Августина, дабы
он  проповедовал  слово  Божие  англам,   которые,   ослепленные   языческим
суеверием, изничтожили  христианство  в  занятых  ими  областях  острова.  В
землях, принадлежавших бриттам, неколебимо, однако, держалась  принятая  при
папе Элевтерии христианская вера и никогда не приходила в упадок.  Прибыв  к
ним, Августин нашел  тут  семь  епископств  и  архиепископство  во  главе  с
благочестивейшими владыками, а также  многочисленные  аббатства,  в  которых
стадо Господне блюло праведность и благолепие. Среди прочих в городе  Бангор
существовало некое прославленное аббатство, в котором было столько  монахов,
что когда его разделили на семь обителей, поставив над каждой из них  своего
настоятеля, то оказалось, что ни в одной из этих обителей  не  насчитывалось
менее  трехсот  монахов,  каковые  жили  трудом   рук   своих.   Их   аббат,
именовавшийся Диноотом, был поразительно сведущ  в  свободных  науках.  Этот
Диноот, приведя  веские  доводы,  доказал  Августину,  который  требовал  от
бриттских епископов подчинения и настаивал, чтобы они разделили с ним  труды
по обращению в христианскую веру англов, что эти епископы отнюдь не  обязаны
ему подчинением и ни в малой мере  не  подобает  навязывать  своим  недругам
проповедь, не потому что  духовные  лица  бриттов  имеют  над  собой  своего
архипастыря, а потому, что племя саксов упорно стремится  отнять  у  бриттов
родину. Поэтому они питают к англам  неутолимую  ненависть,  ни  во  что  не
ставят их обряды и верования и никогда не смотрели на них иначе чем на псов.
     189. Король Кантии Эдельберт, узнав, что бритты отказали в  повиновении
Августину  и  неприязненно  отнеслись  к  его  призыву   совместно   с   ним
пропов
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 73
 <<-