|
го и одержал решительную победу. В память
своего торжества над врагами он поставил впоследствии камень в том краю,
который по его имени нарекли Вестмарией, и надпись на этом камне все еще
напоминает о нем. После гибели Родрика Марий всем его прибывшим вместе с ним
и потерпевшим поражение воинам предоставил для поселения в ней часть
Альбании, которая называется Катанезией. Была эта земля пустынной, и никто
ее испокон веку не обрабатывал. И так как пришельцы, у которых не было жен,
стали домогаться у бриттов, чтобы те отдали за них своих дочерей и
родственниц, возмущенные этим бритты наотрез отказались сочетать своих
женщин браками с ними. Тогда же, встретив отказ бриттов, они переправились
на остров Ибернию и, обзаведясь там женами, привезли их с собою, и благодаря
народившемуся от них потомству увеличили свою численность. Но об этом лишь
мимоходом, так как я не предполагал излагать их историю или историю скоттов,
которые ведут свой род от этих чужестранцев и дочерей Ибернии. А что
касается Мария, то, установив нерушимый мир на всем острове, он неуклонно
стремился поддерживать добрые отношения с римским народом и исправно
выплачивал дань, какая была на него наложена. Следуя примеру отца, он также
пекся о том, чтобы в его государстве царили мир, правосудие, законы,
добропорядочность и честность.
71. Когда же срок его жизни истек, кормило правления взял в свои руки
его сын Коилл. Этот с младенчества был взращен в Риме, сроднился с римскими
нравами и поддерживал тесную дружбу с римлянами. И он тоже вносил римлянам
дань, избегая препирательств и споров с ними, ибо видел, что весь мир
покорствует им и что все страны, все края, все земли подчиняются их
господству. Итак, платя все, что требовалось, он мирно владел своей
собственностью. Никто из королей британских никогда не относился с большей
уважительностью к знати своего королевства, предоставляя ей пребывать в мире
и благоденствии и постоянно осыпая ее дарами.
72. У Коилла был единственный сын по имени Луций. Увенчанный
королевской короной после кончины отца, он настолько подражал всем его
благим начинаниям и поступкам, что всякому представлялось, будто пред ним
сам Коилл.
Стремясь заранее обеспечить себе существование в ином мире, он отправил
послание папе Элевтерию с ходатайством о принятии его в лоно христианства,
ибо душу его озарили многие чудеса, явленные у различных народов
новообращенными христианами. И вот, воспылав любовью к истинной вере, он
достиг исполнения благочестивых своих устремлений.
Благословенный первосвященник, узнав о чаяниях Луция, направил к нему
двух ученейших богословов, Фагана и Дувиана, которые, проповедуя воплощение
слова Господня, смыли с Луция скверну святым крещением и обратили его ко
Христу. Вскоре люди из разных народов наперебой друг за другом последовали
примеру короля и, очищенные в той же купели, приуготовили для себя царство
небесное. Благословенны вышеназванные ученые богословы, ибо, искоренив
язычество на всем острове, они посвятили единому Богу и его святым храмы,
которые были основаны в честь неисчислимых богов, и привели в эти храмы
толпы новообращенных христиан. Тогда в Британии насчитывалось двадцать
восемь жрецов и три верховных жреца, власти которых подчинялись прочие
служители культа и верующие. Всех их эти провозвестники слова Божия вырвали
из цепей идолопоклонства и там, где были жрецы, поставили на их место
епископов, а на место верховных жрецов - архиепископов. Верховные жрецы
пребывали в трех знаменитейших городах государства, а именно в Лондоне,
Эбораке и Городе Легионов, который, как свидетельствуют древние стены и
здания, стоял на реке Оске в Гламорганции. Этим трем архиепископствам после
изничтожения суеверия подчиняются двадцать восемь епископств, а последним -
многочисленные приходы. Эборакскому архиепископству подведомственны Дейра и
Альбания, которых от Аоегрии отделяет большая река Хумбер; лондонскому
архиепископству - Лоегрия Корнубия. Эти две области отделяет Сабрина от
Камбрии, то есть Валлии, находящейся на попечении архиепископства Города
Легионов.
Устроив все это, присланные папой Фаган и Дувиан воротились в Рим, и
святейший папа одобрил совершенное ими. После его одобрения они вернулись в
Британию с многочисленными сопровождающими, через поучение коих бритты
вскоре по их прибытии укрепились в Христовой вере. Их имена и сообщение о
содеянном ими можно отыскать в книге, написанной Гильдасом и носящей
заглавие "О победе Аврелия Амброзия". Рассказанное Гильдасом в столь
блистательном его сочинении нет ни малейшей нужды повторять, к тому же
слогом неизмеримо более низменным.
73. Между тем преславный король Луций, убедившись, что почитание
христианства в его королевстве распространилось и закрепилось, и горячо
радуясь этому, владения и угодья, принадлежавшие прежде языческим храмам,
передал ради лучшего их использования в собственность церквам истинно
верующих. И так как этим церквам требовалось воздать как можно больший
почет, он предоставил им сверх того обширные земли и многочисленные усадьбы,
освободив их от всех и всяких повинностей. Среди этих и прочих согласных с
его замыслами деяний он расстался с бренною жизнью в городе Клавдиоцестрии и
достойно погребен в церкви первого архиепископства в год от Рождества
Господа нашего сто пятьдесят шестой. После себя он не оставил отпрыска,
который ему бы наследовал; вот почему вслед за его кончиной среди бриттов
возникла распря, и римское
|
|