|
о военной службы,
существовала еще служба судебных заседаний, причем суды – за разными
исключениями – были судами короля, осуществлявшего старинное обычное право.
Сохранение округов, судов и шерифов и является главным отличием между
английским и континентальным феодализмом. В Англии власть короля повсюду – в
Нортумбрии так же, как в Миддлсексе: преступление, где бы оно ни произошло, –
это нарушение его порядка; если он пожелает что-то узнать, то скажет своему
чиновнику, шерифу, собрать жюри присяжных и выяснить или, как это случалось в
более поздние времена, прислать к нему в Вестминстер нескольких уважаемых
граждан. Но, возможно, когда они попадали в Вестминстер, то говорили королю,
что он получает плохие советы и что они не станут платить налоги, пока он не
предпримет то-то и то-то. Далеко в глубине веков мы уже видим конституционный
вопрос XVII в. В те дни в Англии не было больших торговых городов, кроме
Лондона. Если бы Вильгельм не сохранил графства и округа как реальные единицы,
то центральное правительство не столкнулось бы ни с каким сопротивлением и не
имело бы никакого противовеса, не считая крупных баронских семейств. В
нормандской системе находился зародыш конституционной оппозиции, способной
(если не предназначенной) контролировать управление, не разрушая его. Очагом
потенциальной оппозиции оказались графства, знать более мелкого ранга и ее
нетитулованное потомство, мировые суды и рыцарство. Они, естественно,
поддерживали корону и стремились к спокойной жизни. Через несколько столетий
они сплотились с Тюдорами, а уже в другом веке – с парламентом против самой
короны. Что-то другое менялось, они же всегда оставались. Причина этого
заключалась в том, что Вильгельм понял – древняя западно-саксонская организация,
управлять которой смогли только одни норманны, чрезвычайно удобна. Завоеватель
не хотел, чтобы с ним поступили так, как он в свое время обошелся с королем
Франции. Он видел – и извлек из этого урок, – какие беды ждут страну,
разделенную на большие провинции. Маленькие графства Англии, с королевскими
чиновниками во главе каждой, позволяли ему поддерживать как раз тот баланс
власти, который требовался для проведения необходимой финансовой и правовой
политики, но в то же время не были способны к мятежу как самостоятельные
единицы. Старая английская знать исчезла после битвы при Гастингсе. Но во всей
Книге Страшного суда то и дело те, кого мы позже станем называть поместным
дворянством, уже упоминаются как группа, имеющая решающее мнение. Этот класс –
люди, пользующиеся влиянием в своей местности, имеющие время и возможность
посетить суд шерифа, а затем и съездить в Вестминстер. Со временем из них
появятся Пимы и Гемпдены
[23]
. Завоевание Англии стало наибольшим успехом норманнов. Оно снова связало
историю острова и Европы и к тому же предотвратило его включение в орбиту
влияния Скандинавской империи, находившейся на более низкой ступени развития,
чем другие европейские государства.
* * *
Завоевание влило мощную живительную струю в английскую церковь. Высокие посты –
епископов, аббатов и другие – были теперь, естественно, отданы норманнам, и
английские обычаи уступили место новомодным, привезенным с континента. Век
завоевания совпал с периодом многосторонних реформ церкви и успехами папской
власти, связанными с Гильдебрандом, ставшим в 1073 г. папой под именем Григория
VII
[24]
. Под руководством новых епископов в это движение была вовлечена и Англия. По
всей стране возникали новые аббатства, что свидетельствовало о набожности
завоевателей, хотя лишь немногие из созданных ими заведений достигали богатства
и репутации прежних. Эти монастыри и епархии были главными центрами религии и
образования до того времени, когда, примерно через столетие, их не превзошли
университеты. Но новые церковнослужители были еще менее, чем знать, склонны
подводить какую-либо историческую черту под нормандским завоеванием. Медленно,
но верно французы приходили к почитанию старых английских святых и святынь, и
религиозная жизнь не прервалась с веком Дунстана. При Ланфранке и Ансельме,
бывших один за другим архиепископами Кентерберийскими, церковь управлялась
двумя величайшими людьми того времени и с их помощью извлекла несметные выгоды.
Организуя свою экспедицию в 1066 г., Вильгельм заручился полной поддержкой папы
римского, и церковь благословила его знамена. Его знали как ревностного
церковного реформатора, а саксонскую церковь считали ограниченной и фанатичной.
Со времен вторжения данов подать в папскую казну выплачивалась нерегулярно.
Стиганд, благословенный папой – схизматиком Бенедиктом IX, допускал
существование сразу двух церковных центров – в Винчестере и Кентербери. Против
этих нарушений и выступил Вильгельм, верный сын церкви. Закрепив успех
завоевания в мирской сфере, он повернулся к сфере религиозной. Ключевым
событием стало назначение архиепископа Кентерберийского. В 1070 г. вместо сакса
Стиганда этот пост занял Ланфранк. Ломбардец, человек больших административных
способностей, он обучался в знаменитых североитальянских школах и аббатстве
Бека, аббатом которого сам и стал. Ланфранк быстро вдохнул в английское
духовенство новые силы. Проведя последовательно несколько соборов, подобных
которым Англия не видела со времен Теодора, он реформировал церковную
организацию и ужесточил дисциплину. Прежние епархии были перенесены из деревень
в города – из Кредитона в Эксетер, из Селси – в Чичестер. Были учреждены новые
епископаты, а в 1087 г. каменщики приступили к строительству семи новых соборов.
В то же время начало распространяться монастырское движение, возникшее в
аббатстве Клюни
[25]
. Завоевание спасло английскую церковь от того засто
|
|