|
месяцев и таким образом приблизиться к разумной предыстории. Для
древней Египетской истории у Юлиана Африканского не было иного пути, как полное
ее отбрасывание» (1 часть, с. 165)
[54]
.
А кто вообще-то пустил в обращение эти мириады лет? Манефон, писавший
по-гречески кастовый жрец фиванского храма III в. до н. э. Его список династий
сохранился лишь в отрывках, которые 700 лет спустя привел Евсевий, а после него
цитировал Синкеллос («VIII век»), сомнительный интерпретатор текстов Евсевия.
Эти сведения можно найти в энциклопедиях. Итак, все очень просто: в позднейшей
рукописи утверждается, что Евсевий (IV век) ссылался на некоего Манефо, о
котором мы ничего не знаем. А Юлиан Африканский (III век) опровергает
содержащийся там вздор, так как он перестает соответствовать новой установке
церкви. Следовательно, Юлиан Африканский писал после Евсевия (соответственно, и
Синкеллоса). К этому выводу я уже пришел выше, исходя из других аргументов.
Гельцер доказывает, что Синкеллос (помощник епископа) есть плод сотворчества
двух людей. О главном из них, Георгии, писавшем труды Евсевия, («808») почти
ничего не известно. Сохранившийся текст дошел до нас в передаче «друга и
продолжателя его дела» Феофана, умершего в 817 году в изгнании. В них речь идет
о преследовании христиан мусульманами и об иконоборчестве. Эти специальные
проблемы я не хотел бы на этом месте рассматривать. Отмечу лишь, что теперь
становится ясным, о чем идет речь: о противостоянии исламу. А оно началось лишь
в эпоху крестовых походов
[55]
.
Итак, мы приближаемся к реальной дате, ведь оригиналы текстов Феофана не
сохранились. Помимо несуразных рукописей «X века», сохранился полный текст XVI
века, который – как мне кажется – и следует рассматривать как первоисточник.
Гельцер снова и снова устанавливает, что в библейской истории (по Юлиану
Африканскому, Евсевию и т. д.) не связанные друг с другом временные периоды (от
всемирного потопа до Вавилонской башни, от исхода из Египта до строительства
Храма и др.) в хронологическом смысле снабжены лишь суммарным числом лет. Эти
суммарные числа, не имея ни малейшей привязки к реальности, исполнены
символического смысла и часто равны между собой (например, 490 лет – 7 раз по
семь десятилетий). Лишь написанные позднее тексты заполняют временное
пространство подробностями, которые соотносятся датировкам, долженствующим
иметь символический характер. В случае таких деталей принято давать в разных
текстах хронологические данные, слегка отличающиеся друг от друга. Таким путем
имитируется – хотя бы приблизительная – достоверность информации.
Традиции и способы снятия этих малых расхождений, улучшения датировок и
сведения на нет более существенных хронологических расхождений одинаковы и у
византийских летописцев, и у современников Гельцера. Временные лакуны
заполняются именами вымышленных – часто анонимных – царей («мирное время»),
либо именуются эпохой «анархии» (безвластия), либо, если даты накладываются
друг на друга, объявляют это «сорегентством», когда цари правят совместно, как
в случае с Давидом и Соломоном. Такого рода попытки упорядочения хронологии
приводят иногда к неожиданным результатам: так, в 12 лет Соломон становится
царем Иерусалима, на 13-м году жизни начинает и в 20 – заканчивает
строительство Храма. Или появляются вдруг точные даты жизни персидских царей,
призванные заполнить уже заранее фиксированные 70 лет вавилонского пленения
иудеев.
Не менее свободно обращение с датами, почерпнутыми в армянских источниках: все
они насчитывают от Адама до Христа 5198 лет, однако датировки промежуточных
событий (всемирного потопа, времени Авраама, Исхода) сильно разнятся между
собой. Это подтверждает то, что мы и так уже знаем, и отнимает последнюю
надежду удостоверить подлинность «отцов церкви» путем анализа иноязычных
текстов (сирийских, коптских или армянских).
При чтении работы Гельцера открываются вещи, представляющие в невыгодном свете
механизм историографии XIX века. Вот, например, заходит речь о древней рукописи,
которую якобы видел знаменитый Гольстениус (см. пред. гл. об Испании). Гельцер
доказывает невозможность существования подобной рукописи, с помощью которой
Гольстениус удостоверяет подлинность на несколько поколений ранних «Пасхальных
хроник». Однако, вместо того чтобы громогласно заявить о подлоге, Гельцер
заключает: «Я не решусь подвергнуть сомнению правдивость Гольстениуса до такой
степени, чтобы полностью отрицать существование рукописи аббата Фарина». Все
дело, оказывается, в «заблуждении ученого мужа» (2 часть, с. 141).
Более чем странный, и вместе с тем характерный и интерпретируемый вывод:
«хроники» и другие исторические рукописи создавались и придумывались еще и в X
V I I веке. Несметное количество выводов из этих выдуманных источников
незаметно проникло в нашу историческую картину. Так и росли грандиозные
исторические сооружения: «Византия» и «Римская церковь». В эпоху Ренессанса
писатели очень ма
|
|