|
охе
Возрождения известны примеры головокружительных карьерных взлетов и приключений.
Но неужели Николай Кузанский действительно был автором огромного количества
приписываемых ему работ? Споры о подлинности его произведений сами по себе
могут составить многотомную библиотеку. Итак, как и во многих других случаях,
мы не можем ответить: кто, что и когда написал. Вопрос остается открытым, и,
возможно, это подтолкнет кого-нибудь из моих читателей к дальнейшим
исследованиям.
Заговор?
Об известнейшей фальсификации католической церкви, Дарственной грамоте
Константина (Константиновом Дарении), нам известно, что называется, из первых
уст, а именно: от гуманистов Лоренцо Валла (секретаря Папы Римского), Энеа
Сильвио Пикколомини (впоследствии Папа Пий II) и Николая Кузанского. Ульрих фон
Хуттен напечатал рукопись Валла в 1519 году. Греческий текст Дарственной
грамоты был, очевидно, написан латинистами в Риме. Речь идет о том, что в IV
веке император Константин якобы признает главенство римской церкви, а Ватикан –
ее собственной территорией. По мнению гуманистов, текст был фальсифицирован в
VIII веке. Церковь не оспаривала их вывод, и в этом заключался ее тонкий
стратегический расчет. На самом деле, текст появился гораздо позже, незадолго
до раскола 1056 года, и зафиксировал отделение римской церкви от византийской
(Иллиг, 1996, с. 142). Признание фальсификации VIII века не могло принести
церкви ощутимого вреда, ведь к эпохе Возрождения и церковное государство уже
имелось, и главенство Рима среди других церквей Западной Европы было
общепризнанным и неоспоримым, зато таким образом как бы «по умолчанию»
устанавливалось, что в VIII веке церковь уже существовала. Даже признание
фальсификации должно было свидетельствовать в пользу истинности официальной
исторической картины мира.
Как мы покажем ниже, именно это является характерным признаком рассмотренного
метода.
Это вполне укладывается в рамки «теории грандиозного заговора», до сих пор во
всех деталях неизученного, деловито констатирует Нимитц (1991). Он
рассматривает еще один пример фальсификации: в 33 томе «Исторических памятников
Германии» Байер приводит подборку писем, посвященных поездке Римского Папы из
Франции в Ломбардию в 1132 году. Первое из писем датировано, и эта дата должна
придать историческую определенность всей подборке. Однако… Только на трех
первых письмах из 80 проставлена дата, следовательно, остальные 77 писем не
представляют никакой исторической ценности: ведь что такое письмо без даты?
Более того, проанализировав содержание писем, он замечает, что «до какого-то
времени автором датируются уже происшедшие события, а после определенного
момента – события, которые еще только планируются или которые суть проекции
иных событий» (с. 52). Это позволяет предположить, что единый план
фальсификации, охватывающей огромные временные рамки, был выработан значительно
позже этой эпохи и должен был привести к закреплению в выдуманном прошлом
названного путешествия Римского Папы и прочих псевдоисторических событий.
В заключение Нимитц пишет: «Начало XV века ознаменовалось предпринятой
объединенной к этому времени церковью акцией по фальсификации и уничтожению
исторических свидетельств. Таким образом, дошедшие до нас документы
рассказывают фальшивую историю. Размах предприятия и децентрализация светской
власти не позволили его творцам создать стройную непротиворечивую историческую
картину западноевропейского мира.
Многочисленные подделки и неоднократные исправления в подлинных документах
понадобились для того, чтобы хотя бы в некоторой мере поддерживать
непротиворечивость псевдоистории. Все так называемые „проблемы подлинности
исторических документов" были порождены неспособностью избавиться от
несоответствий и разночтений в этой широкомасштабно фальсификационной операции.
Большинство противоречий легко объясняется особой техникой фальсификации:
неточность, неопределенность и сознательная противоречивость исторических
данных должна сделать невозможным „проверку" истории, то есть поиск
исторической истины».
И далее: «В общем, оказывается, что в ходе акции фальсифицирования
хронологические рамки были утеряны».
В той же статье Нимитц приводит собственный «схематический набросок
средневековой истории»: «К началу описываемого периода Римского Папы не
существовало, римско-католической вселенской церкви не было, как не было еще и
папского Рима. Христиане были организованы в региональные или национальные
[21]
церкви; многие оставались язычниками либо христианскими вольнодумцами.
Одновременно (или, возможно, чуть быстрее) с крепнущей государственной или
королевской властью стали возникать и соответствующие церкви. Вместе с
выработкой доктрин в различных странах внутри церквей стала выстраиваться
священническая иерархия». Еретические войны, Крестовые походы, борьба за
инвеституру, – все предстает перед нами в другом свете: гениальный исторический
эскиз, углубивший положения Каммайера, подвигнувший Иллига на книгу о Карле
Великом (1996, с. 378) и предвосхитивший многие высказанные здесь соображения.
Тацит и его Германия
В мае 1996 года я прочитал в Гамбурге доклад «Кто же все-таки выдумал
германцев?». Мое сообщение вызвало неожиданно сильный интерес, но, к сожалени
|
|