|
оказываемы подобные почести. Петр был очень щедр к беднякам, раздавая многое из
того, что дарили ему Он возвращал мужьям их жен, утративших честь,
присовокупляя к этому дары; он восстанавливал мир и согласие между
поссорившимися, (делая это) с изумительной властью Все, что он ни делал, ни
говорил, обнаруживало в нем Божественную благодать"4.
В анналах христианства хватало великих проповедников, начиная со Святого
Амвросия или Святого Иоанна Златоуста и заканчивая Святым Венсан-Феррье или
Монсеньором Фултоном Шином, но лишь немногие из них, как и немногие из
исторических персонажей, сразу вошли в легенду. Сам Карл Великий стал эпическим
героем только спустя три столетия после своей смерти, а вот маленький человек,
разъезжающий верхом на осле, менее чем за пятьдесят лет стал главным
действующим лицом великой западной эпопеи. Что только о нем не писали! Мало
того, что ему приписывали роль зачинщика похода, так его же превратили в
человека благородного происхождения, видного ученого, воспитателя князей
Готфрида и Балдуина Бульонских, наконец, образцового воина; местом его рождения
делали Испанию, Румынию, Венгрию и даже Сирию. Только церковь не канонизировала
этого удивительного человека. Для историка же Петр Отшельник - один из многих,
может быть, более удачливый, чем другие, проповедников.
Вообразим, что он похож на изображение паломника на сводах крипты Тавана
- его современника - в тунике с остроконечным капюшоном, подпоясанный тесьмой;
Гвиберт Ножанский уточняет, что он носил тунику и капюшон из грубой шерстяной
ткани, плащ, ниспадающий до пят; он всегда передвигался босиком, без обуви и
чулок; был небольшого телосложения; греки называли его Кукупетром, то есть
сокращенно - малышом Петром; в песнях о крестовом походе он наделен седой
бородой, но эта деталь не более правдоподобна, чем борода великого императора.
Напротив, его осел вошел как в историю, так и в легенду: Гвиберт рассказывал,
что слушатели проповедника выдергивали из него шерсть на реликвии. Как бы ни
обстояло дело, красноречие Петра имело над зачарованными толпами неоспоримую
власть. Пожалуй, это единственное, что можно точно утверждать, просматривая
горы литературы, совершенно затмившей саму личность этого маленького человека.
Заново открыть Петра смог только ученый Хагенмайер Нам же, чтобы понять всю
значимость этого человека, нужно вспомнить, что представляло собой
проповедование в средние века.
В то время проповедь читалась не перед людьми, сидящими в замкнутом
пространстве средневековых проповедников можно сравнить с ораторами,
собирающимися по воскресеньям в Гайд-парке или же с воззваниями аббата Петра на
площади Пантеона. В средние века проповедовали повсюду - не только в церквах,
но и на уличных перекрестках, площадях, рынках. Ярмарочные поля были
излюбленным местом выступления бродячих проповедников, равно как и поэтов,
декламирующих собственные произведения, и вокруг них толпился народ точно так
же, как в наши дни собираются вокруг газетчиков или бродячих музыкантов И эта
толпа неравнодушна - она задает вопросы, шепчется, выкрикивает, аплодирует.
Крестовый поход бедноты - это знаменательное событие. Он ярко показывает, что
можно ожидать от одаренного проповедника, обладающего властью над толпой,
готовой пуститься за ним в путь.
Массовое выступление простолюдинов, опередивших баронов, придало
крестовому походу своеобразный характер. Прежде чем стать собственно рыцарским
походом, он был народным движением. Знаменитый пассаж Гвиберта Ножанского, в
котором показаны крестьяне с женами и детьми, подковывающие быков и нагружающие
своим нехитрым скарбом повозки, не случайно сохранился в нашей памяти - ведь
история не знает подобного прецедента.
Поход простолюдинов, пустившихся в путь, чтобы отвоевать свою
возлюбленную отчизну - событие единственное в своем роде, хотя в истории полно
всяких исходов, миграций, завоеваний. И то, что не было более движения, даже в
период революций, в котором народ принимал бы столь живое участие, дает нам
ключ к разгадке "тайны" Петра Отшельника. Не то чтобы он был, как утверждают
некоторые ученые, "олицетворением" народа, но его поход, в отличие от
последующих, произошел под влиянием чувства, охватившего всех от мала до велика.
В эпоху, когда война была уделом баронов и их приближенных, странно видеть,
как неотесанные простолюдины становятся воинами. Это поражало воображение
средневекового человека и послужило причиной быстрого превращения истории
народного похода в легенду.
Благодаря популярным проповедям Петр стал предводителем первой экспедиции.
11 февраля 1096 г. в Париже собралась ассамблея франкских баронов, где в
присутствии короля Франции Филиппа его брат Гуго де Вермандуа был поставлен во
главе франкских крестоносцев. Но уже в мае месяце маленький человек верхом на
осле покидал Лотарингию в сопровождении огромной толпы.
Путь его лежал через Намюр, Льеж, Ахен. В Святую субботу (12 апреля 1096
г.) Петр разбил лагерь под Кельном вместе с другими проповедниками, по его
примеру ставшими предводителями отрядов Вальтером, с весьма показательным
прозвищем Неимущий, и его товарищами - Вальтером де Руасси, Вильгельмом,
Симоном, Матвеем и другими, чьи имена до нас не дошли.
Какова была численность этих отрядов? По этому поводу много спорили.
Вместо традиционной цифры 60 тысяч, которую дают хронисты, в наши дни называют
15-20 тысяч христиан. Правда, мы не знаем их точное число в какой-либо
конкретный момент, так как количество участников похода постоянно менялось:
даже если некоторые паломники отставали в пути, то все равно отряды напоминали
растущий "снежный ком" - ведь по дороге все так же велось проповедование
крестового похода. Свидетелем этому является каноник Кельнского кафедрального
собора (где он занимал должность ризничего), по его словам, в течение трех
|
|