|
Адемаром Монтейским и Раймундом Сен-Жилльским.
II. Бедняки
"Эта земля была завоевана не одним сеньором, но целым народом", - так
протестовал против попытки узурпации, предпринятой в Святой Земле Фридрихом II,
франкский барон Балиян Сидонский. Действительно, именно народный характер
первого крестового похода прослеживается очень ярко. Чтобы доказать это,
достаточно будет сравнить очерк о событиях, развернувшихся в Клермоне, с
версией одного историка, уже цитировавшегося нами, основательность которого не
ставится под сомнение - Гильома Тирского, писавшего чуть менее столетия спустя
после 1096 года:
"Рассказывали, что из многих земель паломники стекались в Иерусалим.
Среди них был один, который пришел из французского королевства и родом был из
Амьена, по имени Петр, живший в одиночестве в лесу; потому-то и прозвали его
Петр Отшельник. И был он небольшого телосложения и весьма тщедушным с виду, но
дивным из-за великого сердца и светлого ума, говорил же он очень складно. И вот
пришел он к воротам Иерусалима, заплатил пошлину и вошел в город.
И прослышал он, что патриарх города был весьма достойным человеком и
очень благочестивым; звали его Симеон. И задумал Петр отправиться побеседовать
с ним и расспросить его о положении Церкви, духовенства и народа. Как и решил,
Петр пришел к нему и спросил об этих вещах. Патриарх тотчас по его словам и
поведению распознал, что перед ним человек богобоязненный и мудрый, и поведал
ему обо всех бедствиях христиан.
Когда Петр услыхал такие речи из уст столь достойного человека, то не
смог удержаться, чтобы не вздыхать горестно и не лить слезы из сострадания,
спрашивая патриарха, что можно посоветовать об этом деле и как поступить. Этот
же достойный человек ответил ему так: "Брат Петр, Господу Нашему, если Он того
захочет, хватит наших стенаний, слез и молитв. Но мы знаем, что наши грехи еще
не прощены и Господу есть за что на нас гневаться Но молва бежит в этом краю,
что за горами, во Франции, есть народ, называемый франками, и все они добрые
христиане, и поэтому Господь Наш даровал им великий мир и огромное могущество.
Если же они сжалятся над нами, то пусть молят Господа нам помочь или
держат совет, как это сделать, мы же надеемся, что Господь пошлет их нам в
подмогу, и явит им свою милость, чтобы они могли исполнить наш труд, ибо вы
видите, что от греков из константинопольской империи, наших соседей и родичей,
мы не получаем ни совета, ни помощи, поскольку они сами повержены и не могут
защитить свои земли".
Когда же Петр услыхал это, то ответил следующим образом
"Правда в том, что вы говорили о земле, откуда я родом, ибо, благодарение
Иисусу Христу, там вера в Господа нашего поддерживается и сохраняется лучше,
чем в других странах, через которые я проходил по пути из своих краев, и я знаю
наверняка, что если они (франки) проведают о тяготах и рабстве, в которых эти
нечестивцы вас содержат, то, по велению Господа и своей доброй воле, окажут вам
совет и помощь в вашем деле. Как (свершить это) я вам поведаю, если вы
посчитаете мои слова разумными не откладывая, направьте послания к нашему
сеньору папе и Римской Церкви, королям, князьям и родичам с Запада, уведомив их,
что вы просите милосердия, дабы они, ради Господа и веры Христовой помогли вам
таким образом, чтобы и Господу была от этого честь и их душам польза. А
поскольку вы бедные люди и не можете позволить себе большие траты, уверяю, что
я подхожу для столь великой вести и ради любви Господа и отпущения собственных
грехов готов пуститься в путь и выполнить это дело. Обещаю вам, что, если
Господь доведет меня до тех мест, поведать им в точности, как обстоят дела".
Когда патриарх услыхал это, то весьма возрадовался и, послав за самыми
важными людьми из христиан, поведал им об одолжении и помощи, которые этот
почтенный человек предложил. Те же очень обрадовались и его благодарили. Без
промедления написали письмо и вручили ему, скрепив своей печатью".
Далее следует описание сна, который якобы Петр видел в церкви Святого
Гроба Господня- в этом сне Господь приказал ему идти в Рим к папе и умолять
того помочь отвоевать Святую Землю.
Получается, что менее чем через столетие после событий 1096 года (Гильом
Тирский писал около 1170 года) в представлениях людей о причинах первого
крестового похода произошла курьезная перемена. Верховный понтифик, викарий
Христа, фактически сам земной Христос, мало-помалу был оттеснен в сторону: для
всего мира он и его роль отошли на второй план по сравнению с личностью Петра
Отшельника. Стали думать, что именно Петр привел в движение цепь событий, узнав
во время паломничества в Палестину о плачевном состоянии Святых мест и
порабощении христиан Сирии; именно он. воодушевленный видением, прибыл к папе,
и в некоторых повествованиях даже утверждалось, что папа якобы начал
проповедовать крестовый поход в Клермоне только после того, как Петр повел свою
армию в Сирию. И это утверждали добросовестные историки, располагавшие самой
точной информацией о представлениях людей своего времени. Разве в наши дни
память о Петре Отшельнике не сохранилась в жанре, который можно назвать
историческим фольклором, как о главном действующем лице первого крестового
похода?
Кто же в реальности был этот Петр Отшельник? Знавший его историк Гвиберт
Ножанский (писавший между 1099-1108 гг.) описывает его как невысокого человека,
колесившего верхом на осле по Амьенуа и Пикардии, где его проповеди крестового
похода пользовались необычайным успехом
"Он обходил города и села, повсюду ведя проповедь, и, как мы (сами)
видели, народ окружал его такими толпами, его одаряли столь щедрыми дарами, так
прославляли его святость, что я не помню никого, кому бы когда-нибудь были
|
|