|
населением так, как никогда впоследствии с ним не сходились другие завоеватели,
ни каталонские наемники, ни свирепые турки. Для византийских чиновников
греческие провинции были местом тоскливой ссылки, и они мечтали жить в "Городе",
поэтому жизнь этих провинций на какое-то время оживилась благодаря блестящим
франкским баронам, которые с удовольствием жили на этих своих землях. Но с
этого времени углубился раскол между греческой церковью и римской, а папские
планы крестового похода были скомпрометированы. Вследствие взятия
Константинополя рыцари, отвращаясь от Святой Земли, стали распылять свои силы,
привлекаемые более богатыми и плодородными землями Византийской империи.
Религиозный порыв уступил место алчности, о чем то и дело возвещал Виллардуэн:
"Тогда начали делить земли. Венецианцы получили свою часть, а остальное
досталось армии паломников. И когда уже договорились о выделенных каждому
землях, мирская алчность, причиняющая так много зла, не оставила их в покое, и
начали они творить зло в своих землях, одни больше, другие меньше, за что греки
затаили злобу и прониклись ненавистью к ним".
На пути к Святой Земле Византийская империя всегда была для крестоносцев
камнем преткновения, и он теперь был убран. Но являются ли легкие решения
лучшими? Взятие Константинополя, неожиданно обогатившее баронов и повлекшее за
собой утрату крестоносного духа, доказывает обратное.
III. Искушение Египтом
Можно, пожалуй, подумать, что существование франкской Сирии, мелкого
королевства, зажатого необъятными мусульманскими территориями, простиравшимися
от Ирана до Марокко и от берегов Каспия до побережья Атлантики, протекало в
беспрестанных сражениях. Однако, как заметил Жан Ришар, примерно за сто лет
(1192-1291) королевство Сирии имело восемьдесят лет мира41. Дело в том, что
вскоре после завоевания франки поняли, что могут в своих интересах заключать
союзы с мусульманами, поскольку при своих огромных размерах мусульманский мир
был далек от монолитности. На протяжении всей истории Иерусалимского
королевства "местные" франки, родившиеся или обосновавшиеся в этой стране, не
сходились с вновь прибывшими крестоносцами, прежде всего, в том, что они
усвоили практику переговоров с мусульманами, из которых они умели и могли
делать союзников против остального мусульманского мира. Они научились проникать
в щели мусульманского мира, что было непонятно для других; поэтому крестовый
поход Людовика VII опрометчиво вылился в атаку города Дамаска с которым первые
крестоносцы давно уже, напротив, хорошо ладили.
Но следует сказать, что "местные" сами вскоре поняли что имеют дело с
постоянно возобновляемой работой поскольку в мусульманском мире союзы мало
надежны, и вчерашние доузья завтра становятся врагами, к тому же постоянно
угрожали внутренние волнения
Поэтому в течение всей истории крестовых походов в разных постоянно
обновлявшихся формах вставал египет ский вопрос Египет представал перед
западными людьми в своего рода ореоле и был столь же притягательным, как и
Палестина, хотя и по другим причинам Если в евангельских рассказах он был лишь
временным убежищем для Спасителя избавившим его от избиения младенцев Иродом,
то зато в Ветхом Завете он играет важную роль и потому паломники в Святую Землю
никогда не упускали возможности, если такая предоставлялась дополнить по
сещение Святых мест в Палестине паломничеством в Еги пет Этому мы обязаны
восхищенными описаниями, особенно в XIV и XV вв , этой земли, где протекает
река, которую считали одной из четырех, берущих начало в земном раю, и на
берегах которой возвышаются удивительные памятники египетской древности,
пирамиды, называвшиеся тогда "амбарами Фараона" ("Это неправда, поскольку
внутри они не полые, в действительности они являются гробницами царей Египта",
- заметил в своем сообщении паломник начала XVI в Греффин Аффагарт ) В Египте
особенно чтили память Моисея, и ему был посвящен монастырь на горе Хореб, а
также Св Екате рины, о которой говорили, что она выдержала диспут с докторами
из Александрии, ее тело было якобы перевезено на гору Синай, где и сейчас
существует почитаемый монастырь ее имени.
Достаточно, с другой стороны, бросить взгляд на карту, чтобы понять весь
интерес христиан к отделению Египта от государства Алеппо или Дамаска и от всей
месопотам-ской державы, в XIII в это была неизменно преследуемая политическая
цель, по крайней мере, когда проводилась последовательная политика Основные
линии этой политики были намечены в первый период существования франкской Сирии.
На протяжении всего правления в XII в. Амори I, одного из наиболее деятельных
и предусмотрительных королей Иерусалима, доминирующим в политике был египетский
вопрос, разрешенный им наиболее благоприятно для его королевства, поскольку
Египет на некоторое время стал франкским протекторатом.
Условия установления протектората изложены с обычным мастерством Гильомом
Тирским, историком Амори I и свидетелем переговоров, ведшихся этим королем и
его советниками. В то время правитель Алеппо, свирепый Нуреддин, тюркского
происхождения, захватил Дамаск (25 апреля 1154 г.) и объединил таким образом
мусульманскую Сирию. Египет же был в руках последних представителей династии
Фатимидов, находившейся в состоянии полного упадка и переживавшей постоянные
заговоры и трагедии при своем дворе, "вероятно, самым коррумпированным, какой
когда-либо был"42. Более того, Фатимиды считались большей частью мусульман
еретиками. В 1153 г. в Каире разыгралась самая тяжелая драма, когда один из
придворных, Диргхам, изгнал визиря Шавера и организовал избиение семидесяти
эмиров, что, судя по восточным хроникам, сильно ослабило египетскую армию.
Шавер обратился за помощью к Нуреддину, а тем временем король Иерусалима Амори
отправил в долину Нила армию, оказавшуюся впоследствии ему полезной.
Шавер, восстановив свою власть в государстве с помощью Нуреддина, очень
|
|