|
доходит эхо проповедей вашего святого учения, чему мы весьма рады. Чтоб вы
могли с большей пользой исполнять свою службу проповедника, особенно ради
помощи Иерусалиму, мы решили дать вам полную власть привлекать в качестве
помощников как черных, так и белых монахов, а также регулярных каноников, кого
сочтете способными к проповеди..."
Именно в таких словах папа Иннокентий III через своего легата Петра
Капуанского предоставлял право проповедовать и искать себе в этом деле
помощников Фульку де Нейи.
Пример Петра Отшельника показал, чего можно добиться в феодальную эпоху
словом проповедника. Но Петр Отшельник не был одинок. Он сам, Робер д'Абриссель
и другие проповедники первого крестового похода имели много последователей,
среди которых есть громкие имена, и прежде всего, имя Св. Бернарда, чей крест в
Везеле по сей день хранит память о нем. К несчастью, ни одна из его проповедей
крестового похода до нас не дошла. Слова, которые по этому поводу позднее
вложили в его уста, полностью апокрифичны. Но зато мы знаем о деятельности
других проповедников и о том, как они составляли свои проповеди.
В первое воскресенье Рождественского поста 1199 г. большая толпа народа
собралась в маленьком округе Арденн, который называется Асфельд (около Ретеля),
а раньше назывался Экри-сюр-Эн. Граф Шампанский Тибо III проводил там большой
турнир, на который собрались все бароны его домена и соседних сеньорий.
Миниатюры из рукописей дают нам понять, что собой могли представлять
такие турниры, самые знаменитые из всех миниатюры "Турниров короля Рене", хотя
и на два века более поздние, являются блестящим свидетельством красочных
праздников, какими были встречи подобного рода. Улицы, по которым проезжает
кортеж, выстланы коврами; на доспехах рыцарей сверкающие плащи, покрывающие
также и лошадей; гербы, по которым все узнают проезжающих всадников или, по
крайней мере, к какому роду они принадлежат, по краям поля сражения возвышаются
затянутые красным сукном трибуны, вымпелы на копьях, развевающиеся на ветру
знамена и, наконец, платья "дам и барышень", приглашенных быть свидетельницами
рыцарской доблести, - все сияет радугой цветов средневековой геральдики:
золотым, серебряным, красным, черным, пурпурным и зеленым. Звуки труб, крики
толпы, ибо это и дни народной радости, и толпа, также изображенная на
миниатюрах, предстает в одеждах не менее ярких цветов, чем одежда самих
сеньоров. Все это создает картину безудержного ликования.
Турнир в Экри собрал всю высшую знать Шампани, начиная с самого графа,
мужа Марии Шампанской, дочери прекрасной Альеноры Аквитанской и сестры как
короля Франции Филиппа Августа, так и короля Ричарда Английского По бокам от
них все те, чьи имена один из присутствующих, а именно сам Жоффруа де
Виллардуэн, перечислил в своей "Хронике", из которых наиболее знаменитыми были
Луи де Блуа и Симон де Монфор.
Постепенно в толпе воцаряется тишина в ожидании выезда на поле ристалища
первых рыцарей. Но в этот день ожидание затянулось, и вдруг вместо желанной
пары, какую в ту эпоху образовывали всадник со своей лошадью, одинаково
заботливо наряженные и украшенные, все с удивлением увидели, как на поле
решительным шагом устремился почтенный клирик с живыми глазами, который
"прочитал проповедь, зажегшую в сердцах любовь к Господу Богу". Она произвела
сильное впечатление и на толпу народа, и на баронов. Взволнованные словами
неожиданного проповедника, рыцари стали один за другим снимать свои парадные
турнирные шлемы и, склонившись перед проповедником, начали принимать крест.
Фульк де Нейи, прервавший веселое празднество и давший ему непредвиденное
завершение в Экри-сюр-Эн, был человеком неординарным. Простолюдин, низкого
происхождения, он стал священником и получил приход Нейи. Поначалу он был
плохим кюре, ведшим рассеянную, порочную жизнь, но затем неожиданно
преобразился - он вообще был человеком непредсказуемым - и стал ревностно
выполнять свои пасторские обязанности.
В это время епископ Парижа Морис де Сюлли, построивший собор Нотр-Дам,
побуждал свое духовенство к усердной службе и предписывал читать проповеди
каждый день, а не только по воскресеньям и праздникам. Фульк, послушный
епископским указаниям, начал регулярно проповедовать, но в своей
проповеднической деятельности он сразу же столкнулся с затруднениями: прихожане,
которые в ту эпоху свободно выражали священникам свои мнения, поставили ему в
упрек недостаток образования.
Приняв этот упрек, Фульк отправился в Парижский университет изучать
теологию; под руководством Петра Песнопевца он столь хорошо усвоил науку, что
стал магистром и вновь начал проповедовать. Но его прихожан в Нейи было трудно
удовлетворить. В течение двух лет на его проповедях они часто прерывали его и
даже оскорбляли. И вновь все изменилось неожиданно, когда ему явился дар
проникать в души: "Его слова, как острые стрелы пронзали сердца грешников,
исторгая из них слезы раскаяния", - писал его современник Рауль Коггесхолл.
Несколько раз по приглашению Петра Песнопевца люди приходили в церковь
Сен-Северен слушать кюре из Нейи, ставшего самым великим проповедником своего
времени.
Его стали приглашать повсюду. Он проповедовал не только в Нейи и Париже,
но и во Фландрии, Брабанте, Нормандии, Пикардии, Шампани, Бургундии. По обычаю
того времени, он проповедовал на публичных площадях, на перекрестках дорог,
собирая вокруг себя большие толпы, как некогда Петр Отшельник. Он имел успех
как у народа, так и у образованных людей. "Бог в своем милосердии избрал этого
священника как звезду в ночи, как дождь во время засухи, чтобы взрастить свой
виноградник", - писал о нем епископ Акры Жак де Витри, который сам был
знаменитым проповедником. Ему приписывали дар творить чудеса, один богач
|
|