|
Старца горы проводили время в самых изощренных удовольствиях, вдыхая благовония,
и, опьяненные наслаждениями, превращались в настоящих роботов, готовых
выполнить любой приказ своего господина. Само слово "ассасин" произошло от
haschichin, курителя гашиша - зелья, под воздействием которого человек
погружался в упоительные грезы, о чем намекают источники. Примечательно, что в
языке навсегда сплелись наркотик и убийство.
Старцем горы называли имамов, которые сменяли друг друга во главе
исмаилитов и были символическими потомками Али, зятя Магомеда. Приверженцы Али
предпочли его Абу-Бакру, по приказу которого он и был убит (661 г.). Доктрина
исмаилитов, основанная на экзотерической интерпретации Корана, оказала огромное
интеллектуальное влияние Она нашла свое отражение в основании знаменитой
каирской мечети Аль-Азар, ставшей в наши дни главным арабским университетом.
Ассасины рассматривали убийство как религиозную обязанность и всегда
использовали только кинжал, а иногда яд. Их последователями была полна вся
Сирия: они владели замками вплоть до Ирака и Персии и вели скрытный образ жизни,
беспрекословно подчиняясь воле своего вождя. Человек, на которого Старец
указывал своим сеидам, был не в силах избежать удара их кинжалов. Первой
жертвой убийц среди франков суждено было стать Раймунду II Триполийскому,
заколотому у ворот собственного города. Позднее Конрад Монферратский и Раймунд,
сын Боэмунда IV Антиохийского, подверглись той же участи. Ассасины также дважды
пытались убить Саладина. Но иерусалимские короли - особенно Генрих Шампанский -
без опасений посещали их убежище. Рассказывали даже, что Старец горы, чтобы
развлечь Генриха, приказал одному или двум своим телохранителям совершить
самоубийство в своем присутствии. Позднее Людовик Святой, в свою очередь,
возобновил контакты с ассасинами и обменялся подарками, подробное описание
которых приводит Жуанвиль, с их главой. Только монголам, захватившим Аламут в
1256 г., удалось покончить с могущественной сектой. Позднее имамы ассасинов
перешли из Персии в Индию и их нынешние преемники зовутся Ага Ханами.
Контакты с ассасинами составляют самую примечательную главу в истории
крестоносцев, которая особенно убедительно подтверждает, что крестоносцы были
готовы иметь дело с абсолютно неприемлемой для них ментальностью Но любые
отношения с Исламом (а не только с столь опасными противниками, как ассасины)
были исполнены, даже в период боевых действий, взаимным уважением, восхищением
воинской доблестью и мудростью врага, которые крестоносцы умели ценить:
"У кого хватит мудрости и знаний, - восклицает анонимный хронист первого
крестового похода, - чтобы суметь описать проницательность, военное дарование и
отвагу турок? Скажу правду, что если бы они свято хранили веру Христу и святому
христианству, то не нашлось бы никого, кто мог бы сравниться с ними в силе,
гордости и ратном искусстве".
Более того, на Востоке бытовало мнение, что франки и турки были братскими
народами. Еще раз процитируем анонима. "По правде говоря, они (турки) ведут
свое происхождение от народа франков и считают, что никто, кроме них и франков,
не имеет права называть себя рыцарями". Как ни парадоксально, но это восхищение
турками впоследствии будет сконцентрировано на личности Саладина, великого
завоевателя, вырвавшего из рук франков Иерусалим и Святой Гроб. Храбрость и
благородство этого вождя обеспечили ему не только уважение крестоносных бойцов,
он стал для них фольклорным героем и образцовым сарацинским рыцарем.
Действительно, в романе "Орден рыцарства" Саладин просит у одного из своих
франкских пленников посвятить его в рыцари Франк разъясняет ему обязанности,
присущие этому званию и приступает к обряду посвящения, но останавливается,
подойдя к символической церемонии поцелуя, ведь он не может признать рыцарем
того, кто не верует в Христа Но разочарование этой развязкой одинаково как для
романа, так и для героических песен: "Мой Бог! Каким бароном он был бы для
христианского мира!"
II. Инженеры и строители
На вершине горы с наступлением ночи загорается огонь; в ответ на его
мерцающий свет быстро загорается огонь на другой горе, и так от вершины к
вершине сигнал передается на расстояние почти в восемьдесят километров,
отделяющих Иерусалим от маленькой крепости Кирх. Осажденная, она просит помощи
и через несколько часов получает обещание подкрепления, а в это время в столице
королевства спешно снаряжается небольшой отряд рыцарей, чтобы прийти на выручку
осажденным. Несколько лет спустя, в 1187 г. точно такими же сигналами Священный
город передаст в далекую, расположенную за Иорданом крепость Крак-де-Моаб
страшную новость о поражении при Гаттине; но на этот раз помощь, спешно
отправленная гарнизоном Крака, окажется бесполезной.
И если, вопреки всяким ожиданиям, франкские королевства смогли
просуществовать более сотни лет, пока не случилась катастрофа, когда была
уничтожена их армия, а Иерусалим оказался во власти Саладина, то этим они по
большей части были обязаны крепостям, которые крестоносцы возвели на
завоеванных землях.
Эти крепости образовывали не только систему защиты, но и систему
коммуникаций, столь необходимую в стране, где крестоносцам, рассеянным среди
враждебного или ненадежного населения, необходимо было поддерживать отношения
между собой. Некоторые отрицают, что они создавали настоящую оборонительную
систему; несомненно, что, по крайней мере, первые крепости были построены по
воле случая, но столь же несомненно, что, когда крестоносцы овладели
значительной частью страны, они постарались создать продуманную сеть крепостей
так, чтобы между ними и укрепленными городами было более скорое, чем с помощью
курьеров, сообщение посредством примитивного оптического телеграфа. Такой
телеграф, с использованием семафоров, был свидетелем изобретения радио, и он
|
|