Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: Режин Перну - Крестоносцы
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-
 
      Но хотя в этой области король и так был ограничен в своих действиях, он 
все равно не мог поступать по собственной воле Жан Ришар приводит пример с 
одной довольно мало распространенной ассизой (касавшейся подметания улиц), 
которую в XIII в. считали незаконной, поскольку король ее утвердил без согласия 
с баронами и горожанами. Войны, договоры, налоговые сборы должны были 
обязательно проходить обсуждение в высшей палате: во всех этих делах, 
затрагивавших интересы всего королевства, король предлагал, но не располагал. 
      Для простонародья существовала палата горожан, регулярно собиравшаяся три 
раза в неделю в Иерусалиме (по понедельникам, средам и пятницам). Она 
рассматривала мелкие преступления и имела в своем распоряжении отряд сержантов, 
обеспечивавших порядок в городе. Палата, состоявшая из двенадцати присяжных во 
главе с виконтом, представлявшим короля, также обладала правом судить за 
уголовные преступления, воровство, похищение или измену. 
      Чтобы получить наиболее полное представление о судебных учреждениях 
Иерусалимского королевства, необходимо упомянуть еще об особых судах: денежной 
палате - суде по торговым делам, состоявшем из двух присяжных от франков и 
четырех от коренного населения, и палате Цепи, где разбирались мореходные и 
таможенные вопросы Арабский путешественник Ибн-Джубаир, несмотря на свою 
ненависть к франкам, которую он выказывал при любом случае, признавал, что у 
него не возникало хлопот с таможенниками: сарацин принимали арабские "писцы", 
франки же разбирались со своими соотечественниками Добавим, у всех крупных 
феодалов, живших вне Иерусалима и в других важных городах, были свои палаты 
баронов и горожан: всего в королевстве можно насчитать двадцать две палаты 
баронов и тридцать три палаты горожан. Человек, судившийся в палате, всегда 
появлялся в сопровождении "советника", члена палаты, игравшего роль адвоката И, 
наконец, коренное население сохранило свои законы и суды 
      Ближайшее окружение короля составляли, как и во Франции, великие чины 
короны, сенешал, церемониймейстер, который также выполнял особую функцию 
контролировал крепости и ведал королевскими финансами; коннетабль, 
осуществлявший верховное командование во время сражений и распоряжавшийся 
войсками, стал на Востоке главным чином королевства; маршал, который был 
помощником коннетабля, отвечал за состояние конюшен - закупал коней, фураж и 
овес; шамбеллан находился при королевской особе и прислуживал за столом, лишь 
канцлер стал играть малозначительную роль, вместе с писцами и нотариями ведая 
королевской перепиской. На это место, как правило, назначали клирика. 
      Что же до самого королевства ("Я его называю баронией, так как оно очень 
невелико", - говорит переводчик Гиль-ома Тирского), то это всего лишь модель, 
созданная на Востоке по подобию Франции и Англии - агломерат фьефов, 
пожалованных баронам в ходе завоевания. 
      Сами бароны существовали за счет доходов с пожалованных им земель, 
налогов и таможен, взимаемых с городских торговцев. Точно так же в своих 
владениях поступал и король. Правда, он располагал исключительными налоговыми 
сборами, такими, как особая дань, выплачиваемая бедуинами, и дорожной пошлиной, 
взимаемой с караванов, пересекавших Иерусалимское королевство по пути из Египта 
в Багдад. 
      В особо важных случаях собирали всеобщую подать: на поход короля Амори в 
Египет, на усиление фортификаций Иерусалима во время наступления Саладина и 
после Гаттинской катастрофы, фактически парализовавшей все королевство. 
      Гораздо позже, в Греции, мы встречаем довольно интересную практику 
земельных пожалований. После захвата Константинополя франками и венецианцами в 
1204 г., победители назначили двадцать четыре человека распределителями земель, 
из них двенадцать были венецианцами, остальные крестоносцами, которые первым 
делом углубились в изучение официальных документов, византийских налогового 
кадастра и списка земель, подлежащих обложению поземельной податью; спустя 
некоторое время, в Морее, двое рыцарей "взяли в свой отряд двух рассудительных 
греков, которые хорошо знали земли, деревни, виноградники и сервов и все то, 
что творится в земле, называемой Пелопоннесом", чтобы определить размер земли, 
предназначенной для раздачи каждому из баронов Как и в Святой Земле, в 
захваченной Византии крестьяне были оставлены на своих участках, более того, 
историк Жан Лоньон даже доказал, что некоторые владения принадлежали на 
совместных правах франкским баронам и знатным грекам. 
      Однако завоевание Византии происходило в совершенно иных условиях, чем 
завоевание Святой Земли Для иерусалимского королевства главным было защитить и 
сохранить свои земли от угрожавших им опасностей ценой неимоверных усилий, и 
поэтому его падение было неотвратимо. 
      IV. Клирики 
      В рядах крестоносцев часто встречались церковнослужители Еще на 
клермонском соборе было установлено, при соблюдении каких условий клирики могли,
 как и миряне, принимать крест. Для этого им требовалось разрешение 
вышестоящего начальства, аббата или епископа, получив которое клирик мог 
участвовать в вооруженном паломничестве и, как следствие, носить меч, хотя бы 
это и противоречило нравам его сословия. Таким образом, Церковь играла в период 
крестовых походов двойственную роль с одной стороны, она брала под свое 
покровительство имущество крестоносцев, становившееся, как и церковное добро, 
неприкосновенным, и ее представители - прелаты, равно как и мелкое духовенство, 
- активно участвовали в экспедициях. Гораздо позднее появится правило, по 
которому проповедники крестовых походов, прежде чем начинать проповедовать 
поход, побуждая слушателей принять крест, были обязаны сами принести тот же 
обет крестоносца. 
      Прелат при оружии, уже занявший свое место в героических песнях, стал 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-