|
В 1198 г., четыре года спустя после избрания Жильбера Эраля, престол святого
Петра занял Иннокентий III - один из величайших Пап Средневековья. В этот
период выявляется такое же согласие между Иннокентием III и Жильбером Эралем и
их преемниками, как это было при Александре III и Бертране де Бланфоре или
Евгении III и Робере де Краоне.
С 1198 г. и до смерти Иннокентия III в 1216 г. пять десятков булл некоторые из
которых повторяются по 10-15 раз - были изданы в пользу тамплиеров.
Значительная часть этих булл - напоминание и подтверждение уже предоставленных
привилегий. "Omne Datum Optimum" была опубликована между 1198 и 1205 гг. восемь
раз. Видна неизменная готовность Папы поддержать тамплиеров, даже в
противостоянии белому духовенству. Независимость ордена подтверждал и его
преемник Гонорий III, поддерживавший с рыцарями те же добрые отношения. Чтобы
оценить пройденный путь, обратимся к фактам.
В начале своего существования орден Храма находился под опекой не только
патриарха Иерусалимского, но епископской власти как таковой. По первоначальному
уставу, вступающий в орден сначала должен был представиться архиерею своего
диоцеза: и "когда епископ его услышит и отпустит грехи, пускай направит его к
магистру и двум братьям ордена Храма". Кроме того, Дом "по милосердию"
окормляли капелланы, находившиеся в юрисдикции епископов [287] . Эта опека была
упразднена уже буллой "Omne Datum Optimum" 1139 г. [288] Отныне орден включал в
себя давших обет братьев-капелланов, которых рыцари могли отбирать из белого
духовенства, несмотря на отказ епископа диоцеза; рыцари могли и отпускать
братьев-капелланов, "если бы те оказались смутьянами или просто бесполезными".
Капелланы были подчинены магистру "как своему прелату" - и никому другому, за
исключением самого Папы. Тамплиерам было разрешено строить часовни с кладбищами
для себя и своих слуг, но при сохранении епископских прав на десятину, на
причастие и погребение.
Двадцать лет спустя эти церкви и кладбища стали использоваться всеми, кто делал
пожертвования ордену Храма, лишь бы они платили приходские сборы своих приходов
[289] . Но в 1175 г. Александр III обрушил гнев на тамплиеров и госпитальеров
Англии, предоставлявших места для погребения отлученных от Церкви. Он обязал
рыцарей присягнуть, что отныне они будут повиноваться указам Святого престола в
лице архиепископа Кентерберийского, который должен был удостоверяться в
действительном их повиновении. [290] Это было локальное поражение, но все же
поражение, ибо в результате белое духовенство могло вмешиваться в дела ордена.
Через пять лет, однако, Александр III обратил свое неблаговоление против
епископов и пригрозил им, со своей обычной выразительностью, что "ежели они
будут продолжать требовать верности и повиновения капелланов ордена Храма, кои
подчинены только Риму, этим займется Курия к их пущему великому стыду". [291]
Иннокентий III, желавший, возможно, сделать из тамплиеров нечто вроде папской
гвардии, продолжил дело высвобождения ордена Храма, продолжая укреплять его
связи с Римом. Со времени своего избрания по просьбе Жильбера Эраля и его
капитула Папа утвердил тамплиеров во владении "Домом ордена Храма, в котором вы
пребываете <...> со всеми своими церквами, часовнями, владениями и состоянием,
принадлежащими вам в настоящее время, или которые вы можете получить от
Понтифика, [*1] королей, принцев, милостынями приверженцев или иным праведным
образом <...>", становясь в некотором роде сюзереном ордена. Одновременно он
обобщил духовные привилегии Дома: иметь капелланов, которые были бы подчинены
только магистру, и хоронить на своих кладбищах всех, кто того пожелает, если
только это не отлученные от Церкви и не лица, находящиеся под интердиктом;
собратья ордена получали также отпущение седьмой части епитимьи. [292]
На следующий год (1199) Иннокентий лишит белое духовенство права отлучения от
Церкви или права налагать интердикт на любого брата ордена Храма, будь то
рыцарь или священник. [293] Происхождение этой привилегии довольно любопытно.
Тамплиеры Святой Земли вступили в спор с епископом Тивериадским по поводу
средств диоцеза, насчитывавших 1300 безантов, [*2] которые предшественник этого
епископа поместил у них и которые они отказались передать. Папа назначил двух
судей - епископов Силона и Библиса. Поскольку последний отсутствовал, епископ
Сидона вызвал обоих тяжущихся в город Тир. Жильбер Эраль, возвращавшийся из
Антиохии, послал вместо себя двух братьев Дома. Но едва они объявились, как
епископ Сидона обрушился на тамплиеров, ничего не желая слушать, и воскликнул -
"рек во гневе": "Если вы не возвратите безанты до воскресенья [был четверг],
властью Бога Отца и всех Святых я отлучу от таинств вашего магистра и всех
ваших братьев по ею и по ту сторону моря, вплоть до ваших собратьев и друзей!"
Оба тамплиера откланялись и во весь опор помчались в Акру догонять магистра;
последний отправился за патриархом, немедленно пошел на уступки и полюбовно все
уладил до конца недели.
Но в ближайшее воскресенье вышеназванный епископ Сидона вошел в церковь Святого
Креста в Тире и там, после всеобщего шествия и в присутствии всего духовенства
и народа, погасив светильники, [*3] отлучил поименно магистра ордена Храма и
всех его братьев по обе стороны моря, вплоть до друзей и собратьев Дома!
|
|