|
Невозможно теперь судить об отношении монастыря к происходившему. В критические
годы орден Храма покорно соглашался с указаниями какого-то одержимого.
Позволяли ли рыцари безропотно распоряжаться собой? Или положение Святой Земли
было настолько запутанным, что политика сорвиголовы Жерара показалась им
наилучшей? Любопытно было бы узнать мнение старого магистра в Англии, Ричарда
Гастингса, когда он высадился в Палестине несколько месяцев спустя после
избрания Жерара де Ридфора <...>
Балдуин IV умер в 1185 г. Его наследник, маленький "Бодуэнчик", пережил его
едва на год, и проблема наследования возникла вновь. Строго говоря, следовало
выбирать между двумя сестрами прокаженного короля, ибо Сибилла, хотя и старшая,
была дочерью разведенной матери, в то время как законнорожденность ее сводной
сестры Изабеллы, дочери королевы Марии, не вызывала сомнений. Но выбор касался
не столько обеих принцесс, сколько Гвидона де Лузиньяна и Раймунда
Триполитанского.
Тело малолетнего короля перевезли в Иерусалим, чтобы похоронить рядом с его
предками в церкви Гроба Господня. Сибилла и Гвидон были на похоронах, Раймунд
же допустил оплошность - он отсутствовал. Его личные враги - Жерар, патриарх
Ираклий, сеньор Заиорданский Рено де Шатийон, - воспользовались неожиданно
представившимся удобным случаем, чтобы короновать Сибиллу согласно
установленным правилам. Для совершения церемонии нужно было получить доступ к
казне, где за тремя замками хранилась королевская корона; один из ключей был у
патриарха, второй - у магистра ордена Храма. Оставалось только заручиться
третьим, - доверенньм магистру ордена св. Иоанна, и Жерар с Ираклием
отправились в резиденцию ордена госпитальеров. Магистр Роже де Мулен долго и
упорно отказывал, но наконец, под угрозой применения силы "бросил ключ посреди
комнаты и ушел". На улице пестрая толпа распевала в честь Гвидона де Лузиньяна:
Назло пуленам,
У нас будет король-пуатевинец. [*3]
Со всей поспешностью отправились к базилике Гроба Господня, где Ираклий
возложил диадему на голову молодой женщины, которая затем короновала своего
мужа. И Жерар де Ридфор, под видом благословения, громко воскликнул: "Эта
корона вполне стоит ботронского брака!" [244]
Раймунд Триполитанский остановился в Наблусе у Бальана д'Ибелена, второго мужа
вдовствующей королевы Марии Комнины и свекра принцессы Изабеллы. Там они
собрали совет, чтобы договориться о наследовании, когда получили вести о
короновании Сибиллы и Гвидона. Тем не менее приверженцы графа Триполи
приступили к избранию Изабеллы и ее молодого мужа Онфруа Торонского; меж тем
последний, ничуть не домогавшийся короны, бежал из Наблуса и направился в
Иерусалим, чтобы присоединиться к своей невестке. Выборщикам осталось только
разойтись. Граф Триполи возвратился в свой Тивериадский замок к жене и четырем
пасынкам. Раймунд, опасаясь за свою личную безопасность, приступил к
переговорам с Саладином, чтобы подготовить себе союзника в противостоянии
Лузиньяну, который уже угрожал ему нападением. Граф всегда придерживался
политики доброго согласия с исламом и имел множество друзей среди эмиров, но на
этот раз его переговоры граничили с предательством.
Характер Раймунда Триполитанского так и остается для нас малопонятным. Два
человека, которым можно доверять, - Гийом Тирский и Бальан д'Ибелен, его друзья,
первый из которых, архиепископ, искренно восхищается им и говорит о нем с
нежностью; хроника Эрнуля, написанная оруженосцем Бальана д'Ибелена, по
возможности щадит Раймунда, свидетельствуя о большой к нему симпатии. Но все же
следует признать за графом некое бессилие; его политика безуспешна, и кажется,
он не внушает сарацинам большего доверия, чем "король Гион", который был
неумелым правителем, но, в сущности, человеком отважным. При обстоятельствах, в
которых находилась Святая Земля, Раймунд совершил весьма серьезную ошибку,
втянув сарацин в междоусобицу.
Рассудительные умы, такие, как Бальан д'Ибелен, магистр ордена госпитальеров
Роже де Мулен и архиепископ Тирский, осознавали, что примирение настоятельно
необходимо. Гвидон от него не отказывался; чересчур слабохарактерный, он
соглашался с мнением каждого. В свою очередь, соглашения должен был желать и
Раймунд. Бальан д'Ибелен и Роже де Мулен взяли на себя миссию посредников и
уговорили Жерара де Ридфора их сопровождать, понимая, что особенно важно
примирить этого последнего с Раймундом Триполитанским.
Эмиссары отбыли из Иерусалима в последний день апреля 1187 г., сопровождаемые
эскортом из десяти рыцарей ордена госпитальеров. Но, проезжая через свой
наблусский фьеф, Бальан сделал остановку на один день и сказал обоим магистрам,
что следующей ночью присоединится к ним в замке Фев. участь Святой Земли
решилась именно этой ночью, и простой случай предопределил ее. Проезжая около
полуночи через город Савас, по следам своих попутчиков, Бальан вспомнил, что
завтра - праздник святых апостолов Филиппа и Иакова, и, пожелав прослушать
мессу, свернул с дороги к воротам епископа. Этот ночной посетитель должен был
вызвать некоторое смятение; можно представить себе сбежавшихся, еще полусонных
|
|