|
захваченные Домом Иерусалимского королевства на войне, находятся в распоряжении
командора Земли, кроме животных под седло, вооружения и доспехов, кои
принадлежат маршальству.
Все морские суда, принадлежащие Дому в Акре, находятся под командованием
командора Земли, так же, как и командор порта Акры и все братья, кои ему
подчинены. И все, что привозят эти суда, должно быть отдано командору Земли. Но
если какая-либо вещь послана магистру или одному из братьев лично, эта вещь
должна быть ему отдана.
Вот некоторые любопытные детали:
Если командору угодно приказать выдать седло из маршальского склада для себя
лично или для какого-нибудь друга Дома, он вполне может так поступить, но пусть
он не делает этого слишком часто <...> Командор королевства не должен делать
больших подарков ни мирянам, ни рыцарям, если там же находится магистр, по
крайней мере, если это не предназначается какому-либо другу Дома частным
образом; но в отсутствие магистра он может делать сие.
Поскольку командору Земли известны ее ресурсы лучше, чем кому-либо другому,
именно он выбирает зимние квартиры для монастыря.
Когда приходит время братьям монастыря разъезжаться по домам, командор может
сказать маршалу: "Поместите столько-то братьев в этот дом, а столько-то - в
другой" - и маршал должен это сделать, и поселить туда ни больше, ни меньше.
Раздел "Свода", касающийся командоров Триполи и Антиохии, не содержит ничего
особенного. Он похож на раздел о командорах королевства, за исключением того,
что касается функций казначея.
Хранитель одежд должен довольствоваться четырьмя животными и двумя оруженосцами,
как самые привилегированные братья монастыря, с sommelier, или грузчиком. Но
ему предоставляется aigullier, [216] такой же большой, как и шатер маршала, и
маленькая палатка для его мальчиков-портных. И вьючные животные командора Земли
должны переносить поклажу в портняжную мастерскую и швейню. [217]
Хранитель одежд снабжает братьев одеждой и постельными принадлежностями - кроме
шерстяных покрывал, которыми они накрывают свою постель и которые получают
только в подарок от родственников или знакомых извне ордена.
Когда платья отправлены из-за моря, хранитель одежд должен находиться при
развертывании тюков и должен принять все подарки, присланные братьям монастыря,
и отдать их тем, кому они предназначены. И он должен следить за тем, чтобы у
братьев были благопристойно подстрижены волосы; и если какой-нибудь брат не
причесан, как следовало бы, хранитель одежд может ему приказать постричься, и
брат должен будет ему повиноваться. Ибо после магистра и маршала именно
хранителю одежд они обязаны повиноваться.
При приеме нового брата, когда облачают его в белое платье ордена Храма,
"хранитель одежд должен получить от него всю его старую одежду, за исключением
разноцветной или алой, и если он дает золото, серебро или деньги Дому, то сие,
стоимостью до десяти золотых монет, должно отойти на склад сукон, а свыше -
командору Земли". Затем следуют статьи, относящиеся к командору города
Иерусалима, пост которого был соединен с должностью смотрителя орденского
госпиталя-госпитальера Дома. Это командорство должно было исчезнуть с потерей
Иерусалима в 1187 г., что позволяет отнести "Свод" к предшествующему времени.
[218]
Командор имеет право на четырех лошадей, из которых одна - туркоман [местная
порода лошадей] или добрая рабочая лошадь, которая могла заменять мула. Его
слуги -двое конюших, один брат-сержант, сарацинский писец и пехотинец из
местных. В городе под его началом находится младший боевой военачальник -
командор рыцарей во главе отряда из десяти братьев. Здесь мы вновь встречаемся
с первоначальной функцией Бедных рыцарей покровительством и помощью паломникам
на дорогах Святой Земли.
Командор Иерусалима должен иметь под своим командованием рыцарей, дабы
сопровождать и охранять паломников, которые следуют к реке Иордан; он должен
возить круглый год шатер и знамя, или штандарт, покуда длится его власть. Так,
если он разобьет лагерь и найдется какой-либо страждущий достойный муж, он
может уложить его в своем шатре и обслужить его из милостынь Дома. А для этого
он должен возить круглый шатер и иметь вьючных животных, и везти продовольствие,
чтобы проводить паломников на вьючных животных, если в этом есть надобность.
Даже до потери Иерусалима паломничество к Иордану не проходило безопасно. Река
разграничивала два региона, франкский и сарацинский, и путешественники
рисковали быть застигнутыми набегом с той стороны Иакова Брода. Но после
великой трагедии, делящей на две части историю Латинского королевства, вопрос
об омовении в благословенных водах уже не стоял. Паломники должны были
довольствоваться окрестностями Акры и Тортозы или - в лучшем случае - посещать
|
|