|
норвежцев присоединить к своим владениям Ирландию и использовать ее как новую
Нормандию.
Именно этот в конечном итоге скорее духовный, чем непосредственно
политический результат битвы в свое время придал ей несравненную важность. В
обществах, где наибольшим влиянием обладает устное слово, а не письменная
пропаганда, барды и рассказчики саг являются самыми надежными свидетелями
воздействия современных событий на живших в те времена людей. Для ученых,
рассматривающих эти данные спустя тысячелетие, тогдашние эмоции затуманены, а
впечатления стерты. Битва при Клонтарфе вызвала к жизни как ирландские, так и
норвежские поэтические произведения и саги. В частности, для норвежских поэтов
и рассказчиков саг битва велась не только между ирландцами и норвежцами, но и
между сверхъестественными силами воздуха. Здесь отражается схема древней саги
Битва при Аллене, в которой [158]разрешается спор между св. Бригитой и
Колумкилле. Тогда по всему кельтскому миру люди видели сны и знамения, а одному
человеку в Кейтнессе явилось ужасное видение сверхъестественных женщин, ткущих
большую сеть битвы на станке убийств, где головы людей были грузилом, а кишки
основой и утком53. В Ирландии прозаическая повесть "Война ирландцев и
чужеземцев"54 проникнута эмоциональностью и отличается искусством повествования,
сравнимым разве что с сагой Битва при Аллене, а поток ее риторики даже еще
более сбивчив и накален. Вероятно, ни одна битва, происходившая в
Северо-Западной Европе, не породила таких ярких описаний в современной ей
поэзии и прозе.
Пути назад уже не было. Викингский режим внес фундаментальные изменения в
экономическую жизнь и институты страны. Колонисты мечтали поселиться в
пастушеской стране с богатой внутренней пищевой промышленностью,
самостоятельной и свободной от внешних обязательств, с древней, неоспариваемой
системой наследия и управлением более практическим и зависимым, чем любая
теоретическая законодательная система. Норвежское господство оказалось
ненадежным, а их мечты ошибочными. Раздробленная, простая и консервативная
жизнь древнего кельтского железного века, все еще составлявшая экономическую
основу ирландской жизни, нанесла поражение централизованным методам пришельцев,
для которых единственным шансом на выживание в новой стране была концентрация.
В Ирландии не было городов в нашем понимании этого слова. Ее королевские
raths - Тара, Круахан, Эмайн - были скорее постоянными лагерями, чем
королевскими городами и центрами бюрократического правления. У нее не было
своих портов. Викинги обустроили ее прибрежную линию, с развитыми портами и
городской жизнью, особенно в таких городах, как Лимерик, Дублин, Уотерфорд,
Уэксфорд и Корк. Общеизвестно, что ирландская терминология кораблестроения и
торговли и сопутствующих им мер и весов состоит по большей части из
скандинавских заимствований. Первая отчеканенная монета в Ирландии появилась в
викингском Дублине. Не по вине викингов Ирландия не стала торговой нацией. Они
по крайней мере ввели ее в орбиту известного им торгового мира. И там ее
оставили.
Влияние викингского режима на внутреннюю экономику Ирландии еще сложнее
определить из-за крайнего консерватизма ирландской традиции, воплощенной в
дошедших до нас письменных текстах. Этот консерватизм особенно заметен в
ирландских правовых трактатах, которые рассматривались юристами как нерушимые и
сохранялись с такой верностью, что возможно проследить не только первоначальное
[159]влияние устной традиции, из которой происходят письменные тексты но даже,
местами, устную поэтическую форму, в которой они передавались веками. В отличие
от валлийских законов, претерпевших определенные модификации благодаря влиянию
их англосаксонских соседей, ирландские законы никогда не подвергались серьезным
изменениям под воздействием соседних народов. Естественно, к неизбежным
переменам привела иностранная оккупация, и уже в Х веке они приобрели
радикальный характер. В действительности вызов, предъявленный норвежской
оккупацией традиционному устройств) ирландского общества, можно назвать
"водоразделом в истории ирландских установлений".
Тем не менее косвенным образом викинги стали причиной того, что ирландские
короли последовали примеру тех личностей, гений которых позволил им, одному за
другим, сплотить свои народы в нации - Карлу Великому в 800 г.; Родри Великому
около 850 г.; Кеннету мак Альпину около середины IX века; Альфреду Великому
незадолго до 900 г.; и, последнему в этом списке, Бриану. Таким образом,
медленно и под викингским давлением маленький остров вступил в общее русле
политического развития западного континентального мира.
Ущерб, нанесенный художественной и интеллектуальной жизни Ирландии, был
велик. Оба эти аспекта развивались в тесной зависимости от монастырских центров,
поддерживавших, вдохновлявших и стимулировавших их. Было сожжено и разграблено
множество монастырей, а их сокровища рассеяны; было разрушено множество
скрипториев со всеми их унаследованными традициями и техникой, всем их
художественным мастерством великолепной отделки рукописей. Потери были
неисчислимы и во многом невосполнимы. Высокое художественное искусство, как и
высокие интеллектуальные достижения могли процветать только в атмосфере
безопасности. Монастыри всегда полагались на поддержку светских правителей.
Однако сами вожди подвергались грабежам в гораздо меньшей степени, чем богатые
монастырские образования. Они были в большой мере необходимы для самого
существования захватчиков, которые сами по себе ничего не производили и
зависели от традиционной местной ирландской скотоводческой экономики и
организованных пищепроизводительных сил, находившихся под управлением этих
вождей. Они и их наследники выжили, а вследствие этого в конечном итоге
возродились и начали новую жизнь большие монастыри. Примечательно, что период,
|
|