Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: Майлз Диллон, Нора Кершоу Чедвик - История Кельтских королевств
<<-[Весь Текст]
Страница: из 200
 <<-
 
    Этот трактат, "Суждения Диан Кехта", один из самых ранних и содержит 
стихотворные отрывки, датируемые, вероятно, VI веком. Недавно он был издан пр. 
Бинчи30. Архаический обычай содержания больного устарел уже к VIII веку, ибо 
трактат Crith Gablach, который не мог быть написан позднее этого времени, 
сообщает, что теперь такой практики не существует, и продолжает описание 
древней процедуры в том виде, в котором мы обнаруживаем ее в Bretha Crolige 
("Суждениях о лежании в крови")31.
    
    В Уэльсе мы наблюдаем совершенно иную картину, и только с помощью 
ирландских источников можно выявить в валлийских текстах следы древней 
кельтской системы. Ибо имеется валлийский сборник законов, который считается 
составленным и опубликованным в Х веке при Хьюэле Добром, в то время как в 
Ирландии велась просто запись древних обычаев, восходящих частично к VI или VII 
векам, с глоссами и поясняющими комментариями. Валлийские повести, также 
сообщающие нам кое-что об общественных установлениях, датируются временем не 
ранее XII века.
    Первые рукописи валлийских законов были написаны около 1200 г., много позже 
того, как началось норманнское вмешательство, и мы должны учитывать престиж 
норманнских институтов, когда сравниваем эти тексты с ирландскими трактатами32. 
Во времена Хьюэла существовали тесные контакты между главным королем Уэльса и 
королевским домом Уэссекса. Он был частым участником Уитенагемота?; и Ассер, 
биограф короля Альфреда, валлиец по происхождению, проводил свое время частью 
при уэссекском дворе, частью у себя на родине в Диведе. Поэтому мы должны 
считаться с сильным англосаксонским влиянием еще до времени Хьюэла, и оно тоже 
не могло не отразиться на валлийских законах. [130]
    Валлийские правовые рукописи распадаются на три основные "семьи", или 
редакции, все они предположительно основаны на первоначальном сборнике законов, 
составленном при Хьюэле, но содержат многочисленный дополнительный материал, 
введенный поздними юристами и предоставляющий интересные данные о 
последовательном развитии валлийского права, включая адаптацию 
англо-норманнских институтов. Эти редакции известны как Книга из Иорверта, 
Книга из Блегьюрида и Книга из Кивнерта; причем ни одна из сохранившихся 
рукописей не древнее XIII века, а приводимая ими информация о прежнем состоянии 
не всегда достоверна. Таким образом, рассказ об обстоятельствах создания и 
обнародования "Законов Хьюэла", который приводится во всех трех, полон 
анахронизмов. Первый дошедший до нас манускрипт (конец XII века) написан на 
латыни, но, по-видимому, является переводом более раннего валлийского текста33.
    Раздробленность страны на многочисленные маленькие королевства, которую мы 
наблюдаем в постримском Уэльсе V и VI веков, представляет то же положение дел, 
что и в Ирландии. Эти части были постепенно объединены под властью одной 
династии, происходящей от Кунедды, и в IX веке Родри Великий стал королем почти 
всего Уэльса, остававшегося валлийским на протяжении норманнского периода. 
После его смерти в 877 г. королевство было разделено между тремя его сыновьями: 
Мервином, Анараудом и Каделлом. От Анарауда происходит род Гвинедда на севере, 
от Хьюэла Доброго, сына Каделла, - линии Поуиса и Дехьюбарта. Это разделение на 
три королевства и отражено в Законах.
    Ллойд в начале своего обсуждения ранних валлийских институтов говорит, что 
основу составляют четыре института: cenedl, tref, cantref и brenin - род, 
община, племя и вождь (король). Этим терминам соответствуют ирландские fine, 
baile, tuath, ri. Однако если первые два вполне можно приравнять друг к другу, 
валлийский cantref (или gwlad, более Древнее название) во многом отличается от 
ирландского tuath. Король в Уэльсе держал двор со всем штатом придворных с 
четко определенными обязанностями и правами; он отправлял правосудие и получал 
с этого доход в штрафах. Сам cantref и общины (вал. cymwd), на которые он 
разделялся, по-видимому, был поздним административным делением, возникшим после 
того, как прежний gwlad прекратил свое существование в качестве отдельного 
королевства. Ллойд говорит, что "большие гвлады, такие как Мон, Кередигион, 
Брихейниог, Истрад Тиви, были разделены на кантревы, маленькие гвлады, такие 
как Мейрионидд, Дифрин Слуйд, Буеллт, сами стали кантревами, и, таким образом, 
кантрев везде занял место племени в качестве единицы [131] отправления 
правосудия и связи между народом и короной"34. Эта ситуация, вероятно, возникла 
после установления разделения на три королевства.
    У каждого кантрева был свой суд, и на юге его составляло древнее собрание 
свободных. Это собрание могло даже осуждать действия короля и, по dedfryd gwlad,
 "суждению народа", объявлять его правление деспотическим. Оно также сохраняло 
обычную юридическую власть суда. Но в Гвинедде и Поуисе при каждой общине 
состоял профессиональный судья, а свободные, сидевшие по обе стороны короля в 
качестве консультантов суда, были простым пережитком и не носили судебных 
функций. Судя по всему, не было фиксированного места сбора, и таким образом, 
суд мог собираться там, где это было наиболее удобно. 
    Хотя обычное право, основанное на кровной мести, прослеживается в законе о 
galanas или возмещении за убийство, в Уэльсе понимание правонарушений как 
преступлений против государства имело весьма развитые формы. За тяжкие 
преступления обычным наказанием был штраф размером в 12 коров, dirwy (ирл. 
dire); за менее тяжкие преступления штраф составлял три коровы. Эти штрафы 
выплачивались королю, а не пострадавшей стороне. Свидетельскими показаниями по 
большей части служили, как и в Ирландии, клятвы, приносимые обеими сторонами в 
обвинение и в опровержение, причем обвиняемый должен был представить свидетелей,
 приносивших клятву в том, что обвиняемый невиновен. Наряду с судом общины, или 
кантрева, существовал верховный суд, разбиравший дела, касавшиеся короля и его 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 200
 <<-