|
сыновей, если первая жена [127] была бесплодна, но даже это не оговаривается в
правовых трактатах. Закон регулирует отношения второй жены к главной жене и
возмещение, выплачиваемое мужу за причиненный ей ущерб. Однако такое возмещение
не выплачивалось главной женой, движимой законной ревностью, даже за пролитие
крови. Это было одним из семи видов пролития крови, за которые виновный не нес
никакой ответственности. Более того, ее называют грубым словом adaltrach,
"прелюбодейка". Трактат различает девять видов союза, от постоянного брака до
временных сексуальных связей. (Из них два вида представляются поздними, так что
мы приближаемся к восьми формам брака законов Ману, см. выше с.26.) Насколько
эти установления отражают действительную практику христианского периода,
остается под сомнением. Однако у нас есть свидетельства разводов, а частое
упоминание второй жены в комментариях может означать только то, что это было
обычным положением вещей27.
Практика воспитания детей в приемной семье была обычной чертой ирландского
общества и не ограничивалась кругом знати. Иногда дети воспитывались бесплатно,
но обычно за воспитание выплачивалась плата, варьировавшая, согласно одному
раннему тексту, от трех сетов28 за сына свободного человека низшего ранга до
тридцати сетов за сына короля. Комментарий говорит, что детей учили верховой
езде, плаванию, обращению с пращой и игре в настольные игры; девочек учили
вышивке и шитью. Или, для детей низших сословий, скотоводству и земледелию -
мальчиков; обращению с ручной мельницей, доской для замешивания теста и ситом -
девочек. Однако, может быть, в данном случае комментатор дает волю своему
воображению, как это вообще любили делать комментаторы. Он знал, что
существовала точная программа обучения для мальчика, который должен был
вступить в семью филида, и, возможно, пытался сымитировать ее. На деле, конечно,
дети-воспитанники приобрели бы эти знания в любом случае. Время воспитания
заканчивалось в 17 лет для юношей, в 14 - для девушек, и они возвращались домой.
Однако узы воспитанничества сохранялись; на детей возлагалось обязательство
поддерживать своих воспитателей в старости, а воспитывавшиеся вместе
связывались близкой дружбой. Эти отношения между comaltae являются постоянно
повторяющимся мотивом саг. Трагической кульминацией саги "Похищение Быка из
Куальнге" становится бой Кухулина со своим молочным братом Фер Диадом. В
"Разрушении Дома Да Дерга" ситуация еще более трагична, поскольку Конайре
погибает от рук своих молочных братьев.
В Уэльсе практика воспитанничества также существовала и несколько паз
мимоходом упоминается в законах, однако, по-видимому, ей не [128] было
посвящено отдельной главы. Для знатного человека было обычным поступком послать
своего сына на воспитание к taeog или рабу, и закон гласит, что воспитанник
вступает в права наследования имущества этого раба, как один из его собственных
сыновей29. Слово cyfaillt, ставшее значить "друг", тождественно ирландскому
comaltae.
Особенно интересна другая глава ирландского закона, сохраняющая чрезвычайно
древнюю традицию, а именно обязательства по содержанию больного. Имеется два
трактата по этому вопросу, обнаруженные в рукописи XV века из Phillipps
Collection, приобретенной Национальной Библиотекой в 1930 г., и оба относятся к
очень древнему периоду, не позже VIII века. Один озаглавлен "Суждения о лежании
в крови", другой - "Суждения Диан Кехта". Во многих правовых системах
существовало правило, в соответствии с которым тот, кто наносит своему соседу
телесное повреждение, обязан выплатить не только установленный штраф, но и
стоимость лечения пострадавшего, плату лекаря у англосаксов. В ранней Ирландии
нарушитель был обязан сам обеспечить лечение своей жертвы. Через девять дней
после нанесения раны врач выносил свой приговор. Если он говорил, что больной
выздоровеет, обвиняемый должен был взять его к себе в дом или в дом своего
родича и обеспечивать его всем необходимым для выздоровления. Подробнейшим
образом расписываются диета и обращение с больным. Диета варьируется в
зависимости от его социального положения. Наряду с базовым рационом,
составлявшим два хлеба в день и неопределенное количество свежего мяса, на
который имел право каждый больной, член "благородного дома" получает мед,
чеснок и в особенности сельдерей из-за его особых целебных свойств, солонину
каждый день с кануна Нового года до Великого поста и дважды в неделю с Пасхи до
конца лета. Обычный свободный получает солонину только по воскресеньям до
Великого поста и вообще не получает ее после Пасхи. Сельдерей предписывается
всем.
Очень строгие предписания по режиму. Не допускаются дураки, лунатики и
враги. Не играются игры. Нельзя бить детей и устраивать драки. Не должно быть
ни собачьего лая, ни хрюканья свиней. Больного нельзя будить внезапно, а люди
не должны разговаривать через него, когда он лежит в постели. Не должно быть ни
воплей, ни криков. Но все это было лишь частью обязанностей преступника,
поскольку он должен был также содержать свиту своего больного на протяжении
всего периода его болезни. Каждый свободный человек имел право на компанию
своих людей в соответствии со своим рангом в определенных случаях, и содержание
больного было одним из них. Упоминается свита в четыре и более, до восьми,
человек. И, в конце концов, нарушитель [129] должен был найти человека, который
выполнял бы работу больного во время его отсутствия.
Диан Кехт был ирландским богом врачевания, и второй трактат благочестиво
приписывается ему. По большей части он посвящен плате врачу, и она разнится в
зависимости от тяжести раны или, по другой доктрине, от величины вергельда, то
есть от статуса жертвы. Интересен способ измерения раны в зернах. Имеется и
любопытный список двенадцати дверей души, частей тела, раны которых в
особенности тяжелы.
|
|