|
чести патрона, и тем самым последний приобретал в отношении клиента
дополнительные права - например, он получал право на треть виры, если клиент
был убит. Однако "крепостной", как и "свободный", оставался свободным человеком.
Отношения были договорными и могли быть расторгнуты любой из сторон при
определенных условиях.
Большая часть трактата о "крепостной" зависимости посвящена деталям фьефа и
выплат. Ежегодную выплату за шесть коров составляют один теленок стоимостью в
три мешка пшеницы, засоленная свинья, три мешка солода, полмешка пшеницы и
пригоршня тростниковых свечей. За 24 коровы выплата составляет откормленную
корову, засоленную свинью, восемь мешков солода, мешок пшеницы и три пригоршни
тростниковых свечей. Важное значение, придаваемое отношениям зависимости в
ирландских правовых трактатах, напоминает нам то, что говорили о галлах Полибий
и Цезарь. Нет [123] сомнений, что это был древний кельтский институт; однако он
не упоминается в валлийских законах.
Существовали рабы (mug m., cumal f.), вероятно по большей части
военнопленные; впрочем, по всей видимости, они составляли малую часть населения.
Слово aire означает "свободный человек" и включает в себя как flaith
(знать), так и aithech (простолюдин)15.
В Ирландии был особый класс, который можно рассматривать как. подкласс
знати, oes dana, которые получали благородный статус благодаря своему искусству.
Oes dana, или образованный класс, включал судью, врачевателя, столяра,
обработчика металлов и самого главного, поэта (fili), который, судя по всему,
унаследовал многое от престижа друида языческих времен. В его обязанности
входило прежде всего восхвалять своего господина, но также сохранять его
генеалогию, быть сведущим в истории и литературе и быть мастером поэтического
искусства. Существуют трактаты, перечисляющие метры, которые он должен знать,
количество повестей, которые он должен уметь рассказывать, и другие ученые вещи,
которые он должен изучать на протяжении курса в 12 лет. За свою службу он
требовал богатое вознаграждение и мог сочинять сатиры на бережливых князей или
знатных людей. Филид пользовался уважением и внушал страх, как индийский
брахман. В этом христианском обществе он больше не был жрецом, но все еще
обладал средствами прорицания, сходными с магией. Или, во всяком случае, он
обладал ими в языческие времена, и традиция его магической силы сохранилась16.
Именно трехчастную организацию общества, состоящего из жреца (fili), воина
(ri) и земледельца (aire), с таким успехом возводил к индоевропейскому миру
Дюмезиль. В Галлии Цезарем различались классы друидов, всадников и
простолюдинов, так что ирландское общество унаследовало древнюю кельтскую и,
очевидно, индоевропейскую структуру.
Единственным государственным должностным лицом, название которого нам
известно, был rechtaire, контролировавший доходы короля.
В пределах туата важной единицей был род, а не отдельный человек. Для
ирландского права род состоял из четырех поколений (derbfine), потомки общего
прадеда; эта же группа первоначально была единицей и валлийского права17. Земля
принадлежала всей группе, а в вопросах наследования и обязательств свою долю
имели все члены derbfine. Это же было справедливо для порядка
престолонаследования. Дядя или внучатый племянник могли наследовать с тем же
успехом, что и сын или внук, так что теоретически существовало широкое поле, из
которого можно было выбрать лучшего. На практике зачастую происходила [124]
борьба нескольких беспринципных соперников, стремившихся изувечить или убить
друг друга для того, чтобы обеспечить себе " беспрепятственное вступление на
трон.
Над туатом стояло большее провинциальное королевство, управляемое ri
ruirech или coicedach. В доисторические времена существовало пять таких
провинций: Улад, Лаген, Муму, Коннахт и Миде18, в общих чертах соответствующих
современным провинциям Ольстеру, Лейнстеру, Мунстеру и Коннахту, но графства
Мит и Уэстмит составляли отдельное центральное королевство со столицей в
святилище Тары. Это разделение на пять королевств дало нам слово coiced
"пятина" для обозначения "провинции". Впрочем, пятичастная система уже ушла в
прошлое, когда в V веке начался собственно исторический период. К этому времени
на севере находилось три королевства: Айлех, Айргиалла и Улад; на юго-востоке
могущественным королевством было Осрайге (Оссори), иногда подпадавшее под
верховную власть Кашеля (Мунстера), иногда Лейнстера, но всегда сохранявшее
определенную независимость. Позднее, в VIII веке, центральное королевство Миде
распалось, и образовалось отдельное королевство Брега, располагавшееся на
территориях современных графств Мит, ЮжногоЛаута и Северного Дублина. Династия
Бреги, по всей видимости, закончила свое существование к XI веку, и Брега вновь
присоединилась к Миде19.
Таково политическое положение Ирландии, выявляющееся из древних юридических
трактатов, некоторые из которых датируются VII веком. Однако начиная с IX века
некоторыми могущественными королями предпринимались попытки утвердить свое
положение в качестве господина всей страны. При этом главную роль играла
практика выдачи заложников королями других провинций. Эти амбиции были в
Конечном итоге реализованы Брианом Боромой в 1002 г., и с этих пор до нашествия
викингов можно говорить о существовании, по крайней мере умозрительно, единого
королевства Ирландии.
В таком обществе торговля представляла собой бартер, обмен товарами и,
вероятно, личными услугами, что не очень отличается от той практики, которая до
сих пор существует среди ирландских фермеров. Самые благоприятные условия для
такой торговли предоставляло ежегодное собрание (oenach), но отдельные частные
|
|