|
Эти барды или, вероятно, позднее, уже после захвата Кумбрии англами, их
потомки стали исполнять свои произведения при дворах своих южных соседей, так
что именно в Уэльсе эти поэмы были занесены в рукописи, четыре из которых дошли
до нашего времени[26].
Картина, столь тщательно переданная нам высокоразвитой и ревностно
сохраненной консервативной традицией [27], позволяет из первых рук узнать
многие из правящих родов28 севера и их историю и дает нам возможность заглянуть
в королевские дворы, хотя часто их нелегко точно локализовать. У нас создается
общее впечатление конфедерации местных князьков и общества, живущего в условиях,
характерных для любого героического общества. Не существовало центрального
правительства или организованного государства. Соответственно, не было ни
развитой торговли и монетной системы, ни архитектуры, за исключением
деревянного или земляного зодчества и грубых каменных фортов. Общество
основывалось на военной аристократии с ее упором на принцип noblesse oblige.
Престиж рождения и наследственности был велик, но выравнивался духом
индивидуализма, пропитывавшим общество, и героической честью, требовавшей
подвигов, и был неотделим от представлений о княжеском достоинстве. Князь и его
окружение составляли teulu ("дружину"). В мирное время они жили друг подле
друга, разделяя вечернюю трапезу в сопровождении музыки и песен. В военное
время они шли как один под руководством вождя, полностью [107] повинуясь ему, к
победе или смерти. Мы ничего не слышим о политике или каком-либо понятии
государства. Самая знаменитая битва, записи о которой сохранились в валлийских
анналах и широко прославленная поэзией, произошла не с внешним врагом, не с
могущественными соседями, ирландской Дал Риадой или северными пиктами, не с
захватчиками-англами на востоке и юге, а между самими бриттами. Это была битва
при Артурете, зафиксированная в Анналах Камбрии (s. a. 573) как Bellum Armterid.
Из валлийской традиции мы узнаем, что она состоялась между одним из бриттских
князей, Гвенддолеу, и его двоюродными братьями Гурги и Передуром и что
Гвенддолеу был убит. Говорится, что битва велась "из-за гнезда жаворонка", что
может относиться к Каэрлавероку, стратегически важной гавани, в ранние времена
контг ролировавшей подходы к заливу Солуэй-Ферт с северного берега. Эта
местность, должно быть, находилась вблизи современной деревни Артурет в
предместьях Лонгтауна, неподалеку от римской Castra Exploratorum, и если
местный топоним Карвинли происходит от древнего Каер Гвенддолеу, что кажется
вероятным, мы можем связать Гвенддолеу с этим римским фортом. Для большинства
из нас эта битва имеет скорее романтический интерес, так как в валлийских
поэмах говорится, что в битве при Артурете сражался и заслужил золотой браслет
прорицатель Мирддин (Мерлин), что в бою был убит его господин, Гвенддолеу и что
в результате битвы он потерял рассудок и остаток жизни провел безумцем в лесу
Келиддон в Шотландии (см. ниже с. 322). Есть некоторые основания считать
Мерлина придворным бардом Гвенддолеу.
Несмотря на это, северобриттские князья могли вступать друг с другом во
временные союзы и при таких обстоятельствах были все еще достаточно сильны для
ведения наступательных действий против анг-лов Берникии. В 63-й главе "Истории
бриттов", очевидно, основанной на письменном материале VII века, записанном в
каком-то северном скриптории, возможно в самом Карлайле, Ненний говорит, что
Уриен из Регеда и его сын сражались против Теодрика, сына Иды, короля Берникии
(572-579). Он также сообщает, что Уриен с тремя другими бриттскими князьями -
Риддерхом (Rhydderch) Хеном (Старым), неким Гваллауком и Моркантом - воевали с
Гуссой, сыном Иды, и осаждали его на острове Меткауд (то есть Линдисфарн) три
дня и три ночи; однако Уриен был предан Моркантом из зависти (invidia) и убит,
ибо он был самым великим полководцем из них. Итак, в своем первом блестящем
столкновении с англами бритты смогли взять инициативу в свои руки и вести
против них агрессивные военные действия; но они никогда не умели
взаимодействовать на протяжении длительного времени. [108] Мы располагаем
прекрасным собранием поэтических произведений, появившимся спустя поколение
после этих событий, известным под названием Гододдин (см. ниже с. 262 и сл.) и
написанным в память о роковой экспедиции воинов Манау Гододдин в Нортумбрию и
битве при Катраете, возможно близ Каттерика или Ричмонда в Йоркшире, в которой
почти все они были уничтожены. Это было последним наступлением северных бриттов
на англов. Если бы они сумели образовать на севере единое бриттское королевство
и объединились с пиктами, никакая династия англов не смогла бы устоять против
них.
С этих пор история северных бриттов - это история отступления. Англское
королевство Берникия было основано в середине VI века. Вероятно, само название,
как и его население, было бриттским, но династия, неизвестного происхождения,
была англской. Первым известным нам правителем был Ида (около 547-559 гг.), а
столица находилась в Бэмборо. После убийства Уриена и провала бриттского
наступления под руководством четырех князей бриттские вожди Манау Гододдин
покорились англам Берникии, и в VII веке Берникия уже владела всей страной
между Тисом и Фортом, включая и Манау Гододдин. Беда сообщает (I, 34), что их
король Этельфрит "завоевал больше земель у бриттов, чем любой другой король,
либо налагая на них дань, либо изгоняя жителей и поселяя на их место англов".
Экспансия англов на запад с постепенным уничтожением бриттских королевств к югу
от Хайленда проходила более медленными темпами. В самом деле, экспансия в Регед,
возможно, носила мирный характер, в результате династического брака между
королем Освиу Нортумбрийским (642-671 гг.) иРиеммельт, возможно внучкой Уриена
[29], короля Регеда. К этому времени из бриттских королевств остался один
Стратклайд, который тем не менее сохранял свою независимость до начала XI века.
Распространение англов на север было остановлено при жизни следующего поколения
|
|