|
Улъстера называют его потомка, Эохайда Буиде rex Pictorum (королем пиктов).
Между тем растущая мощь королей Берникии и продвижение на север Этельфрита
Нортумбрийского вынудили Аэдана выступить на юг против них с большим войском,
несомненно, в союзе со своими южными соседями, бриттами; однако в 603 г. он
потерпел крупное поражение от Этельфрита в местности, которую Беда (Н. Е. I.
34) называет Дегсастан; и, добавляет Беда, "с этого дня до сих пор ни один
король скоттов в Британии не осмелился воевать с англами".
Дать набросок ранней истории Шотландии очень сложно в особенности потому,
что на заре периода наших современных письменных текстов, где-то с начала VII
века, Шотландия была разделена между четырьмя народами, сильно отличающимися
друг от друга по своему происхождению и языку. Из этих народов самым древним
были пикты севера и востока, как по языку, так и по организации, в то время как
королевство Дал Риада (Аргайл) на западе было сравнительно молодым. Бритты
занимали весь юг между двумя римскими валами, по меньшей мере, с римских времен
и, вероятно, ранее. К середине VI века на северо-восточной территории римской
Британии на древнюю основу наложилась новая германская династия, основав
королевство англов Берникию, и эта новая политическая сила стремительно
распространила свою власть на Юго-Восточную Шотландию, присоединив бриттские
земли Манау Гуотодин (Manau Guotodin) и всю древнюю территорию племени
вотадинов.
Бриттские королевства, потесненные Берникией, возникли в результате отхода
римских оборонительных войск с севера. Тем не менее в VI и следующих веках,
когда они вступают в историю под управлением независимых местных вождей,
территория этих бриттоязычных народов, кажется, совпадала в определенной
степени с границами римских административных единиц, место которых они заняли и
которым они, вероятно, предшествовали. По всей видимости, эти северные племена
без династических перемен и без больших изменений в территориях или зонах
влияния образовали группу независимых королевств, известных в поздних
валлийских текстах как Gwyr у Gogledd, "люди севера".[105]
Эти бритты Южной Шотландии образовали несколько независимых королевств
различной величины и значимости, каждое из которых управлялось своей исконной
династией, но были способны вступать во временные союзы. Восточные земли были
известны как Гододдин, сохранив свое старое название, происходящее от вотадинов,
и именно из этой страны, как полагают, мигрировал Кунедда и его сыновья (см.
выше с. 64 и сл.), хотя Кунедда нигде не называется королем, или даже dux.
Западные королевства простирались от Клайда, скорее всего, до границ Мерсии.
Самыми значительными из этих западных бриттских государств были королевства
Стратклайд ("бассейн Клайда") и южнее него Кумбрия, раскинувшаяся от Клайда до
Северо-Западной Англии и граничившая с Уэльсом. Вероятно, эти независимые
западные династии изначально были ветвями крупных и важных бриттских родов,
генеалогии которых в валлийских текстах возводятся к некоему Коэлю Старому на
юге и Дивнуалу Старому на севере.
Возможно, и Стратклайд, и бриттские государства к югу от него следует
объединять под общим названием Кумбрия, а их язык называть кумбрийским, ибо
латинские авторы называют их кумбры и кумбрийцы, что является латинизацией
местного слова Cymry, которое означает "соплеменники" и является по сей день
самоназванием как для них, так и для валлийцев. Однако, несмотря на это, это
были две отдельные, отличные друг от друга страны, как поясняют свидетельства
ранней валлийской поэзии. Из валлийских королевств, составлявших кумбрийскую
конфедерацию, вероятно, самым значительным в VI и VII веках было государство,
известное ранним валлийским источникам под названием Регед. Его точная величина
и пределы неизвестны, но его столицей почти наверное был Карлайл, его
территория включала прибрежные земли залива Солуэй-Ферт и залива Моркам, а его
политическое влияние, по-видимому, распространялось до границ Стратклайда на
севере, Голуэя на западе, Гододдина и Ланкашира на востоке и, возможно,
Северо-Западного Йоркшира на юге. По его огромному влиянию и исходя из того,
что мы знаем о его территории и истории, мы можем предположить, что Регед
представлял собой нечто вроде "сверхкоролевства", как ирландские пятины, и был,
возможно, преемником древних крупных кельтских королевств Западной Британии,
как Думнония, опять же сходных с королевствами доримской Галлии.
Эти северобриттские сообщества не оставили письменных записей, однако в
какой-то период в каком-то северобриттском скриптории, по всей видимости,
содержались анналы, относящиеся к VI и VII векам, которые и были
инкорпорированы в наши валлийские анналы и в "Историю бриттов", написанную
Неннием в начале IX века [23], а также в [106] памятник VIII века, включенный
Симеоном Дюргемским в его Historia Regum [24]; однако не сохранилось ни одного
полностью независимого текста, даже церковного, хотя поздняя традиция и ясные
свидетельства надписей на могильных камнях подтверждают, что эти "люди севера"
были христианами. В дополнение к ранним письменным текстам, инкорпорированным в
поздние латинские труды, мы располагаем обширной местной традицией,
существовавшей в форме устной поэзии, по большей части панегирического и
элегического характера. Эти северобриттские поэмы не сохранились на севере [25],
но сохранялись и передавались изустно высокотренированным классом придворных
бардов, о которых в "Истории бриттов" (гл. 62), описывающей тот период,
говорится:
"Тогда прославились своими стихами Тальгерн Татагвен, и Анейрин, и
Таллиессин, и Блухбард, и Циан, который прозван Гвеинт Гваут; все они в одно
время прославились своими стихами на языке бриттов"?.
|
|