Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: Майлз Диллон, Нора Кершоу Чедвик - История Кельтских королевств
<<-[Весь Текст]
Страница: из 200
 <<-
 
окончательная художественная, сначала устная и наконец, вероятно в начале VIII 
века, письменная форма. Рассказчики понимали, что описываемый период относится 
к далекому прошлому, но аллюзии и традиции передавались с большой точностью, 
как можно видеть по внутренней согласованности содержания самого эпоса и по 
сравнению с Другими ирландскими героическими сагами. [57]
    В "Похищении" Ирландия разделена на четыре провинции, уже носящие название 
coiceda, "пятины"; но традиция столь консервативна, что пятая провинция, 
известная в исторические времена как Миде, и которая, по-видимому, на тот 
момент еще не существовала, не упоминается ни разу. Ирландия "Похищения" - это 
Ирландия эринов, первых кельтских жителей, и считается, что пятая провинция, 
Миде (ирл. Mide, "Срединная Провинция"), была добавлена позднее, уже после 
установления верховной власти Уи Нейллов ("потомки Ниалла Нойгиаллаха") в 
Центральной и Северной Ирландии в V веке [86]. Четыре провинции, известные нам 
по традиции "Похищения", были большими королевствами, как древнейшие кельтские 
провинции Галлии и Британии, и носили названия Улад, Коннахт, Лагин и Муму. Эти 
названия сохранились до сегодняшнего дня в форме Ульстер, Коннахт, Лейнстер и 
Мунстер. Провинция уладов ("народ Ульстера") в "Похищении" включала в себя всю 
Северную Ирландию, с Донегалом на крайнем западе и Дансевериком на берегу 
Антрима. Это была большая монархия с главным rath, или "двором", в Эмайн Махе, 
двумя милями западнее Армы, а ее королем был Конхобар мак Несса, вождь эринов.
    Второй "пятиной" того периода был Коннахт, а центр этого обширного 
королевства находился на холме Круахан. В "Похищении" Коннахтом правит женщина, 
королева Медб, супругом которой является Айлиль. Провинция Коннахт - главный 
соперник и враг уладов. На юге от Улада лежал Лаген (современный Лейнстер) (см. 
выше с. 19). Coiced Муму (современный Мунстер) управляется мелкими королями, 
главным из которых был Курой мак Даре, земли которого находились в Уэст-Керри и 
который был тесно связан с героями Ульстерского цикла. К тому моменту еще не 
вступила в период своего подъема династия Эоганахтов великой горной цитадели 
Кашель.
    Традиция "Похищения" и сформулированная там модель четырех крупных 
провинций дает нам первоначальное представление о ранней ирландской истории, 
сравнимое с нашей картиной Британии во времена римского завоевания. 
Христианство неизвестно. Тара не играет никакой роли. Гойделы не упоминаются ни 
разу. Все в "Похищении" предполагает, что политические и религиозные условия 
сохраняют непрерывную традицию, восходящую к эпохе до IV века, к "Героическому 
Веку" цивилизации сублатенского периода. По этим причинам можно сказать, что 
устная традиция, представленная в "Похищении", отражает самый ранний период 
ирландской истории, датируемый четвертым веком, когда Героический Век еще жил в 
памяти народа.
    Более того, все симпатии в "Похищении" принадлежат уладам, и тем самым 
племени эринов, а не поздней династии Тары. Местность [58] Ульстера и 
ульстерские герои лучше знакомы рассказчику, чем места и герои Мунстера и 
Коннахта. Это предполагает, что "Похищение" было составлено в Ульстере, а так 
как центром исторических штудий в VII и VIII веках был монастырь Бангор в 
графстве Даун, вполне вероятно, что "Похищение" в своей окончательной форме 
было записано именно в этом монастыре. Каковы же были мотивы для компиляции 
этого великого эпоса? Можно предположить, что это горделивое утверждение 
бывшего величия эринов, древних кельтских правителей Ирландии, направленное 
против позднего выскочки, линии Уи Нейллов династии Тары и северных Уи Нейллов, 
разрушивших Эмайн Маху и низведших уладов до положения населения маленькой 
территории в Северном и Восточном Антриме. Можно предположить, что 
окончательная формулировка этой повести и ее фиксация в письменной форме были 
вдохновлены политическими мотивами. [59]
    Вслед за периодом, описанным в "Похищении", возникла новая династия с 
королевским двором (rath) в доисторическом святилище Тары в Миде. Очевидно, 
именно с основанием этого королевства установилось разделение страны на пять 
"пятин" (coiceda). На самом деле оно просуществовало совсем недолго. 
Основателем новой династии был Ниалл Нойгиаллах, а его преемники впоследствии 
правили всей Центральной и Северной половиной Ирландии. Южная часть острова, 
состоящая из половины Лейнстера и всего Мунстера, никогда не подчинялась Уи 
Нейллам ("потомкам Ниалла"), но в более позднее время управлялась ветвью 
мунстерской династии из большой крепости Кашель. Считается, что новая династия 
Уи Нейллов и провинция Миде достигли главенствующего положения в результате 
нашествия и что они были гойделами. Кем же были гойделы?
    Происхождение этих "гойделов" Миде возводится в поздних псевдоисторических 
текстах к некоему вымышленному предку Милю Испанскому (Mil Espaine), который, 
как предполагалось, пришел из Испании. Отсюда название милезиане, под которым 
гойдельские завоеватели обычно упоминаются в новой истории. Имя Миль Эспане, 
очевидно, представляет собой перевод с латинского miles Hispaniae - "солдат из 
Испании", и в "Книге Захватов Ирландии" ему приписывается вымышленная 
генеалогия, восходящая к эпонимическому предку Goidel Glas. В действительности 
имя Гойдел заимствовано из валлийского Gwyddel - "ирландец". Оно, возможно, 
происходит от валлийского gwydd - "лес".
    Профессор 0'Рахилли утверждал, что народ этого последнего вторжения в 
Ирландию и гойдельская форма кельтского языка появились в Ирландии одновременно 
в сравнительно позднее время; он использует термин "гойдельский" по отношению и 
к этому народу, и к его языку (см. выше с. 19). Эта точка зрения выражена им 
следующим образом: "Если о гойделах можно сказать что-либо определенное, то это 
то, что они пришли в Ирландию непосредственно с континента". Он считал, что они 
"должно быть, пришли в Ирландию из Галлии", и предположил, что гойделы 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 200
 <<-