|
Олимпиодора, очень надежный источник, говорит, что варвары из-за Рейна:
"...неся всяческое разрушение, принудили народ Британии и некоторые из
народов Галлии отделиться от Римской империи и действовать самостоятельно,
более не подчиняясь законам римлян. Британцы подняли оружие и защищались и,
храбро сражаясь, освободились и отразили натиск варваров. Жители Арморики,
воодушевленные примером островных британцев, сбросили римское ярмо. Это
британско-галльское отпадение случилось во времена императора Константина" [83].
В 410 г. вышел знаменитый рескрипт Гонория, извещавший "города"
("города-государства") Британии, что они могут заботиться о себе сами [84].
Этот рескрипт будет правильнее интерпретировать как формальную отмену римского
запрета местным жителям носить оружие. Точный год эвакуации управленческих
структур не имеет большого значения. К середине V века Британия стала
независимой страной, вновь управляемой независимыми кельтскими вождями.
Вследствие своей изолированности и незатронутости римским завоеванием
Ирландия в миниатюре сохранила экономику и институты древнего кельтского мира
железного века. Она является микрокосмом древней кельтской расы. Искусство
латенского стиля без перерыва продолжало оставаться органическим элементом
средневекового ирландского искусства. Интеллектуальные классы Галлии вновь
обнаруживаются в древней Ирландии, продолжая интеллектуальную жизнь и
исторические традиции с помощью устной передачи до тех пор, пока с введением
христианства и латинской учености не появились первые письменные документы. В
отсутствие римского проникновения в Ирландию ее политическая география не
подверглась заметным изменениям, и мы не располагаем внешними свидетельствами
ни современных латинских памятников, ни местных письменных источников, которые
помогли бы нам проследить ранние этапы заселения и распределения популяционных
групп.
С другой стороны, в Ирландии с первых столетий нашей эры существовал
значительный объем тщательно сохраненной устной традиции, больший, чем у любого
другого народа Европы к северу от Альп. По этой причине описание ее ранней
истории в традиционных материалах представляет собой интерес, выходящий далеко
за рамки географической и политической области, а ирландская традиция вторична
[55] только по отношению к традиции античного греческого и римского мира. Кроме
того, Ирландия является музеем древнего мира и в плане археологии.
Индустриальная Революция, изменившая лицо Британии, не коснулась сельской
Ирландии, рая для археологов и специалистов по топонимике. Отсутствие римского
вмешательства и недавнего индустриального развития вместе с методами
современной науки дает нам возможность предположительно реконструировать
некоторые моменты раннего заселения Ирландии дописьменной эпохи. Процесс
реконструкции идет своим ходом и вполне может добавить несколько веков к
истории периферии Западной Европы.
В V веке, когда начинается ирландский исторический период, доминирующим
народом острова были гойделы, владевшие крепостями Тара в Миде, Круахан в
Коннахте и Кашель в Мунстере. Верховные ирландские роды претендовали на
"гойдельское" происхождение и считались близко родственными друг с другом через
общих предков. Это была группа ведущих родов, "верховных королей", земли
которых были свободны от уплаты налогов или дани и которые [56] в то же время
взыскивали дань с подчиненных провинциальных королевств.
Наша древнейшая подлинная традиция, однако, относится к более древнему
периоду и на самом деле была не учеными спекуляциями, а подлинной устной
традицией, рисующей надежную - в определенных четко очерченных границах -
картину Ирландии, какой она была до введения письменности, европейской культуры
и до установления господства династии Миде над севером. Историческая география
и политические институты этой традиционной картины Ирландии представляют
заметный контраст, с одной стороны, с картиной, искусственно составленной
поздними "псевдоисториками", трудившимися в интересах исторической династии
Тары, и столь же сильный контраст, с другой стороны, с обстановкой, известной
нам из настоящих исторических записей, получивших распространение начиная с V
века, как мы увидим далее. Эта традиционная картина изображает героическое
общество позднего железного века, очень сходное с галльским обществом до
римского завоевания. Она дошла до нас в неискаженном виде благодаря
исключительно высокому уровню ирландской устной традиции. Эта фаза истории
Ирландии, непосредственно предшествующая историческому периоду, заслуживает
нашего глубокого интереса и внимания. Она предлагает нам уникальную для Европы
картину кельтского общества.
Эта ранняя устная традиция отодвигает достоверную историю Ирландии до
времен "Героического Века" и, как можно продемонстрировать, относится к периоду
около IV века н. э. Многие предания могут быть достоверны и для конца III века,
например, личность и некоторые рассказы о Кормаке мак Арте, который, согласно
традиции, правил Ирландией с 227 по 266 г. Нашим самым полным и самым
достоверным изображением Ирландии в ранний исторический период является, однако,
большая прозаическая сага Tain Bo Cualnge, "Похищение Быка из Куальнге",
дающая нам хорошее представление об европейском обществе в эпоху позднего
железного века [85]. В этой саге, как показывают собственные имена героев,
Ирландия предстает уже кельтской страной. И все же мы должны понимать, что эта
сага дошла до нас через несколько веков устной передачи, в результате которой
ранним версиям, первоначально составленным в "Героическом Веке", была придана
|
|