Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: Майлз Диллон, Нора Кершоу Чедвик - История Кельтских королевств
<<-[Весь Текст]
Страница: из 200
 <<-
 
населяют очень незначительную часть Западной Европы. Это Ирландия, Уэльс, 
Шотландия и Бретань. Да и в этих странах кельтоязычное население составляет 
небольшую часть. Впрочем, положение медленно и постепенно, но улучшается. После 
периода упадка, приведшего к началу XX века к угрозе полного исчезновения 
кельтской самобытности, Ирландия обрела независимость. В Уэльсе и Шотландии 
действуют целенаправленные и мощные программы поддержки национальной культуры.
    И это — лишь одно звено в длинной цепи взлетов и падений кельтской 
цивилизации. Удивительно, но, наверное, ни один другой европейский народ не 
может похвалиться такой жизнестойкостью и способностью к возрождению при самых 
неблагоприятных условиях. Кельты последовательно перенесли удары римлян, 
германских племен в эпоху Великого переселения народов, нашествия викингов, 
нападения потомков Вильгельма Завоевателя, а затем и полное присоединение к 
Англии и Франции. И в то же время Бретань пользовалась достаточно широкой 
независимостью и была окончательно включена в состав Франции только в 1491 г. 
путем личной унии; наследник британской короны до сих пор носит титул принца 
Уэльского; Шотландия была объединена с Англией династической унией в 1603 г., 
причем в начале не английские короли управляли Шотландией, а шотландские — 
Англией.
    И все-таки "политическая" история кельтских народов кажется чередой 
постоянных уступок и поражений, начиная с походов Цезаря. Само за себя говорит 
сравнение территории распространения кельтов в период их наивысшего могущества 
(от Испании о Малой Азии) с нынешним положением дел. Тем не менее в руках у них 
всегда оставалось оружие, никогда не изменявшее побежденным в борьбе с 
захватчиками, — культура.
    Если для античного мира кельты были варварами, то среди варварских 
европейских народов они, несомненно, были самым неварварским. Германские [6] 
племена многое заимствовали у кельтов как в сфере материальной культуры, так и 
в области общественных установлений. Римская Британия долгое время оставалась в 
буквальном смысле слова островком благополучия и безопасности среди сотрясавших 
империю бурь. А распространение в кельтских землях христианства можно считать 
началом нового этапа в истории их культуры и их взаимоотношений с внешним миром.

    Быстрое и, по-видимому, безболезненное распространение христианства в 
кельтских странах, славившихся богатством своей языческой традиции и учености, 
не может не вызывать удивления. Характерно, что среди ирландских святых не было 
ни одного мученика. Дальнейшее развитие христианства у кельтов привело к тому, 
что спустя достаточно короткое время ирландские миссионеры уже несли светоч 
веры европейским народам, а вместе с верой и ученость, высокий уровень которой 
у ирландцев признавали все тогдашние деятели церкви. Ирландские и 
континентальные монастыри, основанные ирландцами, стали настоящими культурными 
центрами, немало содействовавшими не только развитию христианской традиции, но 
и сохранению значительной части античного наследия. Мы можем рассматривать этот 
период как второй этап влияния кельтского мира на европейскую культуру (первый, 
как мы упоминали выше, связан с распространением латенской культуры).
    Немногим позже началась и третья волна кельтского влияния, затронувшая уже 
не столько церковную, сколько светскую западноевропейскую традицию. Она 
теснейшим образом связана с предшествующим этапом, так как в монастырских 
скрипториях помимо церковных и ученых текстов активно переписывались и 
исторические и даже мифологические предания и легенды. Именно они и послужили 
источником, поистине волшебной кладовой сюжетов для рыцарских романов 
Артуровского цикла, проникших в Западную Европу прежде всего через Бретань. 
Ирландская же литературная традиция и по сей день продолжает порождать 
гениальные, ставшие неотъемлемой частью современной западной цивилизации 
произведения писателей, либо отталкивавшихся от нее, как Джойс, либо активно 
использовавших и перерабатывавших ее, как О’Брайен и Йейтс.
    Именно об этом, о ранней истории кельтов, и написана предлагаемая вниманию 
читателей книга. Она явилась плодом совместного творчества известнейших 
ученых-кельтологов, Майлза Диллона и Норы Чедвик. Это обобщающий и в некотором 
роде подытоживающий труд, вместивший все наиболее важные данные и сведения, 
собранные кельтологией к середине 60-х годов XX века. Наряду с широчайшим 
охватом материала великим достоинством этой книги является истинно научный 
подход авторов, основывающих свое изложение только на достоверной и проверенной 
информации, скрупулезном и тщательном анализе и сопоставлении источников. Шаг 
за шагом прослеживают они политическую и духовную историю кельтов, рассматривая 
подробнейшим образом как внутреннее развитие кельтских стран, так и их 
взаимосвязи с внешним миром, особо останавливаясь на том воздействии, которое 
они оказали на западноевропейскую историю и культуру. Тем не менее, возможно, 
именно главы, посвященные образованию и истории кельтских государств, покажутся 
наиболее интересными отечественному читателю, так как в таком объеме и на таком 
уровне этот аспект кельтологии у нас еще не освещался. [7]
    Важно выделить и еще одно существенное обстоятельство. Кельтов, их культуру 
и историю, часто привлекают для различных реконструкций, скажем, реконструкции 
праиндоевропейской религии, делая это с довольно серьезными натяжками или 
ограничиваясь одним-двумя сообщениями античных писателей. Такой подход приводит 
лишь к дискредитации подобных построений. На этом фоне мы хотели бы лишний раз 
подчеркнуть разнообразие источников и материалов, собранных и 
проанализированных в этой книге, отдельно отметив преимущественное значение, 
которое авторы придают аутентичным, собственно кельтским данным — материалам 
археологических раскопок, данным саг, хроник, — особое внимание уделяя 
ирландской традиции как сохранившей наиболее архаические черты. Авторов не 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 200
 <<-