Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: А.Р. Андреев, В.А. Захаров, И.А. Настенко - История Мальтийского Ордена
<<-[Весь Текст]
Страница: из 158
 <<-
 
Пий VI, с одной стороны, был под угрозой революционной Франции, и он пал ее 
жертвой 29 августа 1799 г., и, с другой стороны, уверенный в помощи Российского 
Императора, единственного государя, который был в состоянии противостоять 
нажиму революции, и который, кроме того, управлял миллионами католиков. Этот же 
Император постоянно намекал на свой скрытый католицизм, и после того как папе 
было официально передано, что 14/25 декабря 1798 г. он был избран Великим 
Магистром, испрашивал у папы только одно: чтобы он был признан Великим 
Магистром Мальты.

Несмотря на столь важную и столь крайнюю политическую необходимость, Великий 
Понтифик ответил на пожелание, выраженное Российским Императором, однозначно: 
"не можем" ("non possumus"). Была сделана только одна уступка с тем, чтобы 
удовлетворить честолюбию Павла I: Святой Престол воздержался от официального 
протеста, что было подтверждено серией документов" [17а].

Туманов, получивший доступ к архивам Ватикана, провел анализ папской переписки 
этого периода. Эти документы отражают три главных пункта: 1) смещение Великого 
Магистра фон Гомпеша; 2) вопрос о присвоении звания Великого Магистра Павлу I и 
3) возможность стабилизации ситуации в Ордене.

Аргументы, выдвинутые Святым Престолом, были сгруппированы К. Тумановым к 
следующим пяти предложениям:

а) только Приорство имеет право смещать Великого Магистра, особенно если это 
базируется на обвинении в недостатке доказательств;

б) расследование такого обвинения является прерогативой Святого Престола;

в) никакое смещение Великого Магистра не имеет значения без утверждения 
Верховного Понтифика;

г) некатолики не могут находиться во главе Католического религиозного ордена;

д) однако, принимая во внимание обстоятельства, акты, касающиеся этого дела, 
хотя и не имеющие силы de jure, в некоторых случаях могут быть приняты de facto.


Мы процитируем некоторые из этих документов, располагая их согласно 
классификации К. Туманова (цитирование, обозначенное курсивом, дано по [14а]):

Собор св. Кассиана вблизи Флоренции, 17 октября 1798 г. Послание папы Пия VI 
бальи Литта, в котором утверждается: "...Российское Приорство в единственном 
числе декларировало свою позицию против него (Гомпеша); этого недостаточно для 
смещения кого бы то ни было с должности Великого Магистра. Суждения со стороны 
других "языков" следует обождать".

Флоренция, 20 октября 1798 г. Письмо, написанное по распоряжению папы Пия VI 
Монсеньером Одескальчи, действующему государственному Секретарю, Монсеньеру 
Литта, нунцию в Санкт-Петербурге, в котором говорится, что "видя полную 
деградацию Великого Магистра Мальты, что можно было заключить, и что было 
подготовлено языком (sic!) или Приорством Российским. Его Святейшество следовал 
поведению, согласно которому, имея большую проницательность, можно узнать все, 
что предполагается сделать, и что таким образом ничто из этого не может 
воплотиться в практику. На деле, соображения ортодоксальности диктовали 
необходимость того, чтобы мнения остальных "языков" были бы известны..."

Тем временем в Санкт-Петербурге дела в Ордене шли своим чередом. 10 декабря 
1798 г. Павел I издает Указ о создании второго Великого Приорства Российского, 
в котором говорилось: "...признали Мы за благо установить, и чрез сие 
Императорскою Нашею властию установляем новое заведение Ордена святого Иоанна 
Иерусалимского в пользу благородного дворянства Империи Всероссийской".

По сути, этим Указом создавалось Великое Приорство Российское для православных. 
То, что идея эта была не нова и обсуждалась в придворных кругах в самых 
разнообразных вариантах еще в 1798 г., видно из письма графа Литты к Монсеньеру 
Одескальчи 29 декабря 1798 г. (2 января 1799 г.), в котором сообщается:

"Что касается вопроса об основании некатолического и независимого от Святого 
Престола Ордена. Вопрос об утверждении Российского Императора в качестве главы 
некатолического Ордена и учреждения независимого от католического Приорства в 
России в качестве части Иерусалимского Ордена, то этот вопрос можно считать 
решенным. Что же касается возвращения Ордена в его резиденцию на Мальте, то это 
возможно только при условии, что сношения будут поддерживаться только с 
Российским Орденом, в чьем распоряжении и будет находиться казна и который 
останется единственным представителем Иерусалимского Ордена".

Монсеньер Одескальчи в ответном письме к Монсеньеру Литта от 16 марта 1799 г. 
отреагировал на это так: "...Я устраняюсь от дискуссии относительно основания 
Командорств из схизматиков, учреждения, которое, быть может, станет предметом 
обсуждения Вашего Превосходительства, но при этом никогда утверждено не будет".
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 158
 <<-