|
астороженно относилась к их деятельности. Филипп II предложил
перевести комиссариев в колонии, что поставило бы их в еще большую зависимость
от короны, ибо их назначения производились бы тогда Советом по делам Индий. Но
папский престол контратаковал, предложив учредить пост специального нунция для
Индий, а это угрожало существованию патроната. Филипп ответил, что согласен на
назначение такого нунция, но при условии, что он будет пребывать в Мадриде. В
конце концов, обе стороны отказались от своих проектов, хотя деятельность
монахов в колониях продолжала вызывать постоянные трения между папским
престолом и королевской властью.
Адриан VI, бывший царедворец Карла V, будучи избранным папой, буллой
"Омнимода" (1522) уравнял в правах францисканцев в Индиях со священниками. И
хотя в той же булле он подчинил францисканцев колониальной церковной иерархии,
последняя неоднократно поднимала вопрос о лишении монахов священнических
функций. Традиционная вражда между "белым" и "черным" духовенством
(священниками и монахами) привела к разграничению их функций: монахи в основном
выполняли роль миссионеров, а священники возглавляли колониальную церковную
организацию.
И все же королевская власть продолжала не доверять лояльности монахов. Ее
опасения особенно возросли в 1568 г., когда в римской курии была создана
Конгрегация пропаганды веры, возглавившая деятельность миссионеров среди
"язычников". Когда Конгрегация попыталась подчинить своему контролю работу
монашеских орденов в заморских владениях Испании, Филипп IV в 1634 г. обязал
всех руководителей монашеских орденов присягать наравне с духовенством на
верность патронату (Ibid., p. 205).
В XVIII в. королю Фердинанду VI, наконец, удалось осуществить давнишнюю
мечту испанской монархии и добиться от папского престола расширения патроната
на всю территорию метрополии. Это право было зафиксировано в конкордате,
подписанном Бенедиктом XIV в 1753 г. Конкордат предусматривал, что впредь
испанские епископы при посвящении в сан будут приносить присягу на "послушание
и преданность" не папе римскому, а королю.
Что вынудило папу Бенедикта XIV пойти на столь серьезную уступку испанской
короне? Иезуит Эуджен Шиле пишет, что этот шаг нельзя понять, не учитывая того,
что происходило тогда в политических кругах Лиссабона, Парижа и Мадрида, и
интеллектуального наступления, которое вели против церкви Дидро, Д'Аламбер,
Руссо и Вольтер (Shiels W. Е. Op. cit., p. 203). Политический ветер дул явно не
в паруса "ладьи св. Петра" как называют церковники папский престол. В
Португалии, Испании, Франции к власти пришли сторонники просвещенного
абсолютизма. Труды энциклопедистов, проникавшие во все уголки католического
мира, несмотря на церковные запреты и угрозы инквизиции, подрывали устои церкви,
испытывавшей трудности, по сравнению с которыми протестантский раскол казался
детской забавой. Повсеместно сгущались грозные тучи над иезуитским орденом –
главным оплотом папства. Папская область пришла в упадок, жители ее влачили
жалкое существование. В Риме царило запустение, улицы заросли травой, на них
паслись козы и овцы, папская казна пустовала.
В этих условиях Бенедикт XIV вынужден был уступить требованию Фердинанда
VI и согласиться на расширение патроната на территорию самой Испании, хотя в
римской курии далеко не все считали такую уступку разумной и своевременной. Что
же получало папство взамен? Во-первых, можно было рассчитывать, что Испания,
добившись наконец от папства всего, о чем ранее мечтала, по крайней мере теперь
будет заинтересована в укреплений его влияния и авторитета. Во-вторых, согласно
конкордату, папский престол в виде компенсации получал от испанского короля
свыше 1 млн. скуди и сохранял за собой 52 крупных бенефиция в Испании, доходы с
которых поступали в ватиканскую казну. Все остальные церковные бенефиции
переходили в распоряжение испанского короля (См. текст конкордата: Shiels W. E.
Op. cit., p. 234-242).
Надежда Бенедикта XIV на беспрекословную поддержку Испании оправдалась не
вполне. В 1767 г. Карл III запретил иезуитский орден в метрополии и колониях, а
самих иезуитов выслал в Италию. В 1768 г. он запретил циркуляцию в Испании и ее
владениях папского Индекса запрещенных книг.
Служанкам не легче
В 1768 г. архиепископ Мехико Франсиско Антонио Лорен-сана и епископ Пуэблы
Франсиско Фабиан-и-Фуэро обратились к королю с предложением укрепить дисциплину
среди монахов, которых они обвиняли в нарушении обетов бедности, целомудрия и
послушания. Это предложение было принято на особом заседании Королевским
советом в Мадриде. В соответствующем документе, известном под названием "Томо
регио", отмечалось, что укрепление монашеской дисциплины преследовало цель
"сохранить здоровые принципы любви и повиновения его величеству среди клириков",
которые в свою очередь должны были прививать эти принципы королевским
вассалам-мирянам путем "примера и проповеди" (Farriss N. М. Crown and Clergy in
Colonial Mexico. 1759-1821. The Crisis of Eclesiastical Privilege. London, 1968,
p. 34).
Четвертый мексиканский провинциальный собор одобрил "Томо регио". Кроме
того, по своей собственной инициативе собор постановил наказывать отлучением от
церкви каждого – будь то церковник или мирянин, кто выступит и будет
действовать против короля или отнесется с неуважением к его приказам. Этот же
собор обратился к папскому престолу с требованием запретить иезуитский орден.
Правда, решения собора не были утверждены королевской властью в силу того, что
вскоре позиции сторонников просвещенного абсолютизма при мадридском дворе
ослабли, но корона не забыла наградить Лоренсану и Фабиана: первый был назначен
архиепископом Толедским и стал кардиналом, а второй – архиепископом Валенсии.
Преданные королевскому трону богословы подкрепляли рега-листскую политику
короны различного рода богословскими р правовыми аргументами. Они выдвинули
по
|
|