|
ями, которые выдают Лас Касаса за
продукт одного и того же "испанского духа", породившего как конкистадоров, так
и их противников. "Испанцы, – утверждает историк Франсиско Моралес Падрон, –
должны исходить из той точки зрения, что если аннексия и колонизация (так
Моралес Падрон перекрещивает конкисту и колониальный режим. – И. Г.) Нового
Света в рекордный по краткости срок и была грандиозным историческим событием,
то еще более грандиозным и исключительным событием была критика (Лас Касаса. –
И. Г.) методов, применяемых при этом, а также мнение о равенстве всех людей и
сомнение в законности прав Испании, на которых она основывала свои действия в
Новом Свете" (Estudios sobre Fray Bartolome de Las Casas, p. XIV). На наш
взгляд, ставить на одну доску конкисту и ее противников – значит пытаться
оправдать завоевание, и мало меняет существо точки зрения Моралеса Падрона то,
что он считает деятельность Лас Касаса более грандиозной, чем конкисту.
Моралес Падрон далее рассуждает так: спустя четыреста лет после конкисты и
после огромных успехов человечества в области культуры мы все еще спрашиваем:
справедливы ли войны и истребление населения в Северной Ирландии, Палестине,
справедливо ли было вести необъявленную войну во Вьетнаме; можно ли сеять
смерть и разрушения в какой-либо стране для того, чтобы навязывать ей
определенное религиозное и политическое кредо; допустимо ли убивать с целью
захвата территории ее законных владельцев; вправе ли одни государства
осуществлять военную интервенцию против других, чтобы воспрепятствовать
установлению неугодного им режима; какой моралью можно оправдать провоцирование
военных конфликтов с целью сбыть продукцию фабрикантов оружия; вправе ли люди
бомбежками изменять биогеографические условия жизни человека. Если все эти
преступления творятся в наши дни, то какой спрос может быть с конкистадоров,
действовавших почти 500 лет назад?
Моралес Падрон, конечно, возмущен преступлениями современных колонизаторов,
и мы, как и все прогрессивные люди на земле, понимаем и разделяем его
возмущение. Но из этого вовсе не следует, что за давностью срока подлежат
амнистии или забвению преступления конкистадоров. То, что современные
колонизаторы – звери, вовсе не делает конкистадоров ангелами. Нельзя
согласиться и с другим утверждением испанского историка, что "испанцы XVI в.
создали международное право только своим стремлением обосноваться на
Американском континенте при помощи методов, вытекающих из их культурного и
религиозного наследия, которые могли бы быть оправданными перед своей
собственной совестью" (Ibidem). Ведь испанцами были не только Лас Касас и
другие противники конкисты, но и колонизаторы.
Некоторые историки (Сильвио Савала, Льюис Хенке), оценивая деятельность
Лас Касаса, приходят к выводу, что среди колониального духовенства действовали
две группировки: одна участвовала в порабощении индейцев и их эксплуатации,
другая боролась за права аборигенов. Но ограничиться констатацией этого факта –
значит не раскрыть его подлинную сущность. Ведь это были далеко не равнозначные
группировки. Первая представляла официальную церковь и включала подавляющее
большинство церковников, вторая же представляла меньшинство, выступления
которого против порабощения индейцев не смогли воспрепятствовать их закабалению.
"Духовенство не имело ничего против теории энкомьенды, – писал Лесли Бирд
Симпсон, американский историк колониального периода Испанской Америки. –
Протесты Лас Касаса и доминиканцев не должны быть истолкованы как официальное
отношение церкви к этому вопросу" (Byrd Simpson L. The encomienda in New Spain.
Berkeley, 1929, p. 188-189). Церковь, справедливо отмечает тот же автор, жила,
подобно другим испанским учреждениям, трудом индейцев. Строительство
бесчисленных церквей и монастырей, уход за ними, работа на церковных землях,
обслуживание и содержание духовенства – все это лежало на плечах индейских
трудящихся. Духовенство, кроме того, участвовало в торговых и финансовых
операциях, и многие священники уступали соблазну использовать свой авторитет
среди индейцев для личной выгоды.
Отношение к индейцам колонизаторов и духовенства не изменилось и после
принятия в 1542 г. "Новых законов" по управлению Индий. Эти законы, объявлявшие
индейцев свободными и запрещавшие применять к ним насилие, на практике были
сведены к нулю. Еще во время конкисты королевская власть ввела принудительный
труд индейцев на рудниках – так называемую миту. В седуле (распоряжении) от
1574 г. Филипп II обвинял индейцев в склонности к порокам, безделью и пьянству,
от чего их можно "излечить" только принудительным трудом. Испанцы приносят им
пользу, утверждал Филипп II, обучая христианству, а так как испанцы и индейцы
без взаимной поддержки не могут существовать, то справедливо принуждать
индейцев работать в монастырях, на постройке дорог, на рудниках.
После "гуманных" законов 1542 г. индейцы продолжали гибнуть от
непосильного труда в энкомьендах, на рудниках, при постройке церквей.
Францисканец Бартоломе де Альборнос, работавший в середине XVI в. в
Мексике, писал, что, хотя в колониях каждый индеец имеет 400 защитников,
индейцев все равно обращают в рабство, покупают и продают и они продолжают
"платить за свободу души рабством тела" (Hanke L. El prejuicio racial en el
Nuevo Mundo…, p. 130). И если индейцы выжили, то только потому, что испанцы
нуждались в их рабочей силе. Если бы испанцы продолжали и после завоевания
Америки править при помощи "огня и меча", то они остались бы без рабочих рук, а
миссионеры лишились бы своих подопечных. Тогда бы, предсказывал Мендиета,
испанцы стали грабить и убивать друг друга (Mendieta G. de. Historia
eclesiastica indiana, v. II. Mexico, 1945, p. 178; Hanke L. A modest proposal
for a moratorium on grand generalizations: some thoughts of the black legend. –
"Hispanic-American Historical Review", 1971, N 1, February, p. 116-117).
Спор вокруг ко
|
|