|
(Estudios sobre Fray Bartolome de Las Casas.
Sevilla, 1974, p. 248). Это замечание верно только по отношению к первому и
второму этапам мировоззрения доминиканца.
На последнем этапе, на наш взгляд, Лас Касас вышел за рамки лояльности по
отношению к церкви и королевской власти и действительно занял революционную
позицию, требуя полного освобождения индейцев от испанского господства.
Лас Касас считал конкисту преступлением, а конкистадоров – тиранами. В
одном из писем в начале 40-х годов XVI в. он писал: "Где это видано, разве было
такое на земле и в каком-либо государстве, чтобы разумные люди не только целого
королевства, но и огромных густонаселенных земельных пространств после бойни,
вызванной несправедливейшими войнами, называемыми конкистой, были бы
распределены между теми же самыми жестокими убийцами и грабителями, тиранами и
насильниками, как останки неодухотворенных и неестественных предметов или как
скот и подвергались не фараонскому, а дьявольскому порабощению? Причем
завоеватели обращали на свои жертвы столько же внимания, как на коров, идущих
на бойню, или на клопов" (Las Casas В. de. Opusculos, cartas у memoriales.
Madrid, 1958, p. 112).
Лас Касас утверждал, что только добром, лаской, позитивным примером,
помощью можно завоевать доверие индейцев и убедить их принять христианство, что
испанцы имеют право присутствовать в Индиях только для мирного распространения
своей веры, а не для личного обогащения и захвата собственности индейцев.
В то же самое время Лас Касас в принципе не оспаривает права испанской
короны на владения Индиями. Он выступает с позиций защиты прав королевской
власти, которой вредят конкистадоры, разрушая Индии и угнетая в своих корыстных
инте-ресах местное население.Если не подчинить конкистадоров соответствующему
контролю, писал Лас Касас в одном из своих мемориалов Карлу V, то они
превратятся в независимых сеньоров и выйдут из подчинения короне: "Знайте, ваше
величество, не соответствует интересам безопасности вашего государства, чтобы в
Индиях существовали независимые сеньоры и им принадлежала власть над индейцами…
И не наделяйте впредь никого из конкистадоров титулами графа, маркиза или князя
с властью ни над индейцами, ни над испанцами" (Friede J. Bartolome de Las
Casas…, p. 76).
В другом документе, направленном 30 апреля 1534 г. Совету по делам Индий,
Лас Касас бьет тревогу по поводу того, что конкистадоры под предлогом службы
королю "убивают его вассалов и грабят их богатства". Настаивая на терпимом
отношении к индейцам, Лас Касас подчеркивает, что именно оно будет
способствовать тому, чтобы все владения испанского короля "утопали бы в золоте
и серебре и во всяких богатствах" (Ibid., p. 77).
Лас Касас, выступая в защиту индейцев, доказывает, что бессердечное к ним
отношение со стороны испанцев порождает в жителях Нового Света убеждение, что
Христос – "самый жестокий из богов", а "король – голодный волк, алкающий по
человечине".
Ссылаясь на продажу индейцев Перу и Панамы в рабство (Лас Касас приводит
цифру 52 тыс.) и на высокую их смертность, апостол индейцев с возмущением
говорит, что если бы речь шла о собаках, то, учитывая, что "они никого не
кусали, было бы бездушным относиться к ним с такой жестокостью" (Friede J.
Bartolome de Las Casas…, p. 107).
Лас Касас неоднократно подчеркивает свои заслуги перед короной. "Я уверен,
– пишет он в одном из своих мемориалов, – что, когда мы все умрем, станет ясным,
кто больше из нас (Лас Касас, выступавший в защиту индейцев, или испанцы,
угнетавшие их. – И. Г.) принес пользы королю, королевской казне, церкви и роду
человеческому" (Ibid, p. 107).
Корона крайне опасалась чрезмерного усиления влияния конкистадоров и их
детей – креолов – уроженцев колоний, строго следя, чтобы власть в заморских
владениях находилась в руках испанцев, прибывших из метрополии, не разрешая
строительства в Индиях крепостей и фортификаций (за исключением портов и
береговой полосы). Следуя совету Лас Касаса, корона с большой неохотой
предоставляла креолам дворянские звания и титулы, ограничивала их передвижения
из одной колонии в другую и т. д. Все это объясняет, почему королевская власть
разрешала страстные филиппики Лас Касаса против "верных" слуг короля
конкистадоров.
Но другие миссионеры тоже служили интересам короля и церкви. Какая же была
разница между ласкасисстами и их противниками? Лас Касас действовал исходя из
принципа: "лучше живой индеец, хотя и язычник, чем христианин, но мертвый". Его
противники считали: "лучше мертвый индеец, но обращенный в христианство, чем
живой, но язычник". "Скандал и великий смертный грех, – писал Лас Касас, –
окрестить ребенка и бросить его в колодец, чтобы спасти его душу. Да не
пожелает бог победы за такую плату" (Ibid, p. 203).
Лас Касас, доказывая, что насилия и разбой завоевателей противоречат
учению христианства, выдвигает новое важное требование: церковь обязана не
потворствовать злодеяниям конкистадоров и тем более не участвовать в них, а
активно бороться против них, вплоть до отказа в исповеди, отпущении грехов и
отлучения тех из завоевателей, кто не проявит желания исправиться. Он считал,
что церковники обязаны заставить испанцев вернуть награбленное индейцам, не
имея права получать от грабителей (конкистадоров, энкомендеро) жалованье,
десятину, пожертвования и расходовать "краденое" на благотворительные цели, а
ворам (тем же колонизаторам) отпускать грехи.
Лас Касас стоял на диаметрально противоположных позициях по сравнению с
францисканцами и прочими монашескими орденами, которые принимали участие в
конкисте, выступали за принудительное, притом по "облегченному обряду",
крещение индейцев, оправдывали военные захваты, а также отстаивали тесное
сотрудничество мисси
|
|