|
о
именно оно исходит, то могут очистить себя. Особенно в этом преуспели цыганские
ведьмы – шувани.
Цыгане верят в дурной глаз, в то, что человека можно сглазить, то есть
навести порчу, всего лишь посмотрев на него. Это можно сделать сознательно или
неосознанно, когда обладатели дурного глаза даже не подозревают о содеянном.
Среди румынских цыган распространено поверье, что во время церемонии
бракосочетания нужно заплатить дьяволу, чтобы он не сглазил свадьбу. Невеста
кладёт в левую руку серебряную монету и держит её на протяжении всей церемонии.
После окончания бракосочетания, когда молодожёны уходят с этого места, невеста
как бы случайно роняет монету на землю. Говорят, что тот, кто найдёт эту монету,
будет наслаждаться семью годами счастья.
Многие цыганские дети носят амулеты (см. главу 11) в качестве защиты от зла.
Распространённый защитный объект – раковина каури. Вообще, каури ассоциируется
с женскими половыми органами. Леланд высказывает предположение, что всё, что
ассоциируется с продолжением рода, любовью и удовольствиями, используется в
качестве защитного средства от зла, поскольку последнее «сопряжено с бесплодием,
разрушением, отрицанием и различного рода болями» (Gypsy Sorcery, 1891).
Многие европейские цыгане спасаются от сглаза тем, что приходят к реке или
ручью с чайником и наполняют его водой, ведя вверх по течению.
//-- Цыганка, разносящая свои товары: амулеты, талисманы, бельевые прищепки и
т. д. --//
Затем в чайник бросают семь кусков угля, семь пригоршней муки и семь долек
чеснока. Чайник ставят на огонь и доводят до кипения. После этого воду
перемешивают палкой с тремя ответвлениями и говорят следующее:
«Дурные глаза, посмотревшие на тебя,
Пусть они тут погаснут
И затем семь воронов
Вырвут дурные глаза!
Дурные глаза смотрят на тебя,
Пусть они погаснут!
Много пыли в глаза,
Пусть они ослепнут!
Дурные глаза смотрят на тебя,
Пусть они погаснут!
Пусть они сгорят, пусть они сгорят
В огне всего хорошего!»
Для того чтобы узнать, сглазили ребёнка или нет, мать должна принести его к
реке или ручью и, удерживая над водой, поднести как можно ближе лицом к воде.
Затем она говорит:
«Вода, вода, спеши!
Посмотри вверх, посмотри вниз.
Пусть столько воды попадёт в глаз,
Сколько было посмотрено на тебя.
Пусть он сейчас погибнет».
Если звук текущей воды станет громче, то это знак того, что ребёнка и в
самом деле сглазили.
Если же поток останется таким же, как и прежде, то всё хорошо и ребёнок в
безопасности.
Есть ещё один ритуал избавления от сглаза, свидетелем которого я был в
Корнуолле. «Пострадавшей» – в данном случае ракли в возрасте четырнадцати лет –
приказали снять одежду и лечь на землю лицом вниз, головой к востоку. Старуха
шувани сходила к ручью и принесла бутылку с водой. В неё она насыпала немного
соли. Долгое время колдунья стояла у головы девушки и, как казалось, пребывала
в задумчивости. Затем она стала ходить вокруг девушки по часовой стрелке.
Одновременно она распевала заклинания. В конце каждой фразы шувани наполняла
рот солёной водой из бутылки и, наклонившись, выливала её струйкой на тело и
конечности девушки, произнося:
«Дурные глаза видят тебя.
Как и эта вода, пусть они исчезнут.
Болезнь, уходи!
Уходи из головы,
Из груди,
Из живота,
Из ног,
Из рук, :
Пусть она уйдёт
В дурной глаз!»
Соль – это общеизвестный символ новой жизни и чистоты, поэтому её используют
при наречении именем и в других ритуалах. Согласно Эрнесту Джонсу (Jones E. The
Symbolical Significance of Salt // Salt and the Alchemical Soul. East Lansing,
MI: Spring Publications, 1995), она символизирует семя. Если от гауджо,
которого считают злым или «сомнительным», получают монету (вообще – любой
мелкий предмет), то её на сутки помещают в чашу с солью, чтобы очистить от
негативного влияния. Это же, конечно, можно проделать с любым предметом, в
духовной или физиче
|
|