|
ороге мальчик
рассказал о цели своего путешествия: он должен найти богов и попросить у них
кусочек солнца. Яг в ответ поклялся, что поможет ему.
После долгих поисков Бокка однажды поздним вечером разыскал атчин?тан богов.
Их яркие, разноцветные вардо стояли по краям большой лесной поляны. Боги сидели
по кругу за весёлой трапезой. А в центре круга Бокка увидел кусок солнца. Он
лежал на земле, распространяя свет и тепло. Боги поставили на него котёл с
кипящей водой, над ним также держали длинные вертела с «суши» (кроликами) и
«хотчи?витчи» (ежами).
От аппетитного запаха рот Бокки наполнился слюной. Приятное тепло он
чувствовал даже на краю поляны, за деревьями.
– Я должен попросить богов дать мне немного солнца и отнести его домой, к
своему племени, – сказал он Ягу.
Тот рассмеялся:
– Они не дадут тебе солнца.
– Но солнце ведь как зерно, орехи и плоды на деревьях, – сказал Бокка. – Оно
принадлежит всем.
– Тогда почему у тебя до сих пор нет ни кусочка от него? – спросил Яг.
Мальчик не смог ответить и понуро опустил голову.
– Ну что же, – сказал Яг, посмотрев на своего спутника. – Мне кажется, что
вреда от того, что мы попросим немного солнца, не будет.
Бокка живо поднялся и направился в сторону тёплого света. Боги с удивлением
посмотрели на приближающегося к ним человека.
– Приветствую вас, о могущественные, – сказал Бокка, поклонившись. – Я
пришёл попросить у вас кусочек солнца, чтобы отнести домой, своему племени. Им
холодно и очень хочется согреться.
Пуридаи богов, мудрая старуха, которой было много веков, сказала:
– Мы приглашаем тебя поесть и попить с нами, но ты не должен ничего забирать
с собой.
Мальчик жадно принялся за еду. Яг забрался на его плечо и тоже стал грызть
какие?то коренья. Боги смотрели на них молча. Наконец Бокка встал и попытался
снова выпросить огонь.
– Неужели мне всё?таки нельзя забрать с собой кусочек солнца? – спросил он с
надеждой.
– Нельзя. Таково наше решение, – сказала старуха.
Бокка повернулся и грустно пошёл прочь. Яг же подбежал туда, где у края
костра, среди углей, лежал стебель фенхеля. Он схватил его зубами и помчался в
лес.
Боги засмеялись.
– Твой друг, видно, и впрямь голодный, – сказали они. – Пусть заберёт себе
этот стебель.
Между тем Бокка уныло шёл по лесу, удаляясь от богов. Слёзы капали с его щёк.
Всё пропало. Он отправился в путь с надеждой, но теперь его мечтам настал
конец. Он знал, что дома его ждут лишь презрительные насмешки братьев.
Потребовалось много дней, чтобы мальчик вернулся домой. Наконец он всё?таки
вступил в круг родных вардо.
//-- Две плоские повозки с натянутыми на них тентами --//
Но радости не было. Настало время рассказать о своём путешествии и о своей
неудаче.
– Вот! Передай им это, – вдруг услышал Бокка тоненький голосок.
Он посмотрел вниз и увидел у своих ног Яга. Крыса до сих пор держала в зубах
стебель фенхеля.
– Передать им это? – спросил Бокка. – Но зачем?
– Делай, как я сказал, – ответил Яг. Бокка взял стебель фенхеля и подошёл к
встречавшим его цыганам.
– Вот, – сказал он и протянул им стебель.
И вдруг мальчик заметил небольшой дымок, идущий от одного конца стебля. У
стебля фенхеля мягкая сердцевина под прочной оболочкой. В этой?то сердцевине и
теплилась крохотная частичка солнца.
Когда тлеющий фенхель раздули и зажгли от него солому и дрова, было много
ликования и радости. Вскоре в цыганском лагере горел тот самый, божественный
свет, дающий тепло.
– Как мне отблагодарить тебя? – спросил Бокка своего друга.
– Я просто вернул тебе долг, – ответил Яг. С этого дня цыгане для
обозначения огня используют слово «яг» – в честь короля крыс.
В день летнего солнцестояния, который называется «Шанти», многие цыганские
племена разводят большой костёр. Накануне ночью они сидят в темноте, и каждый
думает о временах, когда не было огня, не было тепла и уюта, не на чем было
готовить пищу.; Все сидят тихо, никто не разговаривает. Нет ни песен, ни
веселья. Затем, с первыми лучами восходящего солнца, предводитель племени
разводит костёр. Один из юношей берёт головешку и обходит вардо, зажигая в них
семейные огни.
На костре готовят обильный завтрак и разливают по кружкам горячий, ароматный
чай. После завтрака все веселятся.
Глава 16. Цыганский шаманизм. Глубины тайн.
Не удивительно, что цыган, живущих в столь тесном общении с природой, многие
считают шаманами. Шаманизм распространён по всему миру: у сибирских народностей,
австралийских и африканских племён, американских индейцев и других сообществ.
Шувани и шувано имеют отношение к шаманизму, но только отчасти.
Среди цыган есть и настоящие шаманы.
|
|