|
них парные прорези и проденьте туда деревянные колышки, как показано на
рисунке.
Шалаши могут различаться по размеру, в зависимости от длины прутьев. При
желании к такому шалашу можно приспособить откидную полотняную дверь.
Если шувани занимается колдовством в своём бендере, расположенном в
«атчин?тане», то есть непосредственно в лагере, и не желает, чтобы её
беспокоили, она вешает у входа голубую ткань.
//-- Доска --//
В своей книге «Тайны цыганских гаданий» (1988) я описал метод, при котором
нужно вращать обычный кухонный нож на обычной разделочной доске. Приведу
цитату: «Для этого используется обычный кухонный нож. Его кладут в центр доски.
По краям доски раскладывают бумажки… на которых написаны возможные ответы».
Чаще всего ответы бывают следующими:
• да;
• нет;
• нужно потерпеть;
• бойтесь ложных друзей;
• впереди хорошая весть;
• долгожданное письмо;
• успех в делах;
• нежданный гость;
• любовь;
• слёзы сменятся радостью;
• вести издалека;
• новый поклонник;
• неожиданная встреча;
• дорога;
• важное письмо.
Нужно сосредоточиться на вопросе, затем придать ножу вращение. Это делают
три раза, получая три ответа. Среди них (необязательно первым) будет ответ на
поставленный вопрос, а другие два будут дополнительными сообщениями, связанными
или не связанными с изначальным вопросом.
Хотя таким способом гадания пользуются многие цыгане, даже дети, его не
чуждаются и шувани. Разница заключается в том, что «рядовые» кочевники берут
старые разделочные доски, тогда как шувани пользуются досками, изготовленными
специально для гадания. Когда?то, возможно, и они были обычными кухонными
досками, но теперь их бережно заворачивают в ткань, ответы не пишутся на
бумажках, а вырезаются прямо на краях доски.
//-- Доска для гадания. Фото Р. Бакленда --//
Центр лагеря – «яг», то есть огонь, костёр. Далее я поведаю вам
очаровательную цыганскую легенду о том, как этот народ получил огонь. Её
рассказал мне мой дед.
//-- Легенда о том, как цыгане получили огонь --//
Было время, когда боги думали, что огонь слишком опасен для людей. Цыганам в
те дни «джал а дром» (странствовать по дорогам) было приятно только летом,
зимой же приходилось очень тяжело.
Однажды племя цыган сидело на камнях посреди атчин?тана и наслаждалось
тёплым днём. Пуридаи посмотрела на солнце и сказала:
– Если бы у нас был хотя бы его кусочек, нам было бы тепло всю зиму.
Тут заговорил юный Бокка, он был младшим сыном изготовителя повозок:
– Я пойду и попрошу у богов кусочек солнца. Его старшие «пралы» (братья)
рассмеялись, но пуридаи серьёзно кивнула.
– Это было бы неплохо, – сказала она.
Мальчик взял немного еды, которую приготовила его мать, и отправился в
дорогу. Он шёл по холмам и долинам, пересекал реки и ручьи, леса и поля.
Однажды он проходил мимо старого сарая, стоявшего на краю крестьянского поля, и
из этого сарая донёсся тоненький голосок.
– Помоги мне, помоги!
Бокка остановился и заглянул в сарай. В нём хранились зерно и орехи,
занимавшие почти всё помещение, но перед дверью было расставлено несколько
ловушек. В одной из них оказалась большая чёрная крыса. Бокка, конечно же, не
знал, что это была не простая крыса, а король всех крыс.
– Ты звала меня? – спросил мальчик крысу. Король крыс кивнул.
– Я попал в ловушку, поставленную крестьянином, – – сказал он. – Ты цыган,
ты знаешь, что значит быть свободным. Разве тебе бы понравилось оказаться в
ловушке?
– Не понравилось бы, – ответил Бокка. – Но я бы не дал себя поймать. – Он
посмотрел на большую кучу зёрна и орехов и спросил: – Ты хотел взять зерно
крестьянина?
– Тут его хватит для всех, – ответил король крыс. – Зерно общее. Боги дали
его нам всем. Крестьянин не должен жадничать и лишать меня моей крохотной доли.
– Согласен, – сказал Бокка, опустился на колени и быстро открыл ловушку.
Король крыс оказался на свободе.
– Благодарю тебя, – произнёс он. – Меня зовут Яг. Я теперь навсегда твой
должник. Позволь мне сидеть на твоём плече и сопровождать тебя, ведь я могу
оказаться полезным.
Бокка посадил крысу на плечо, и они пошли дальше. По
|
|