|
столкновение и в море, на рыбной ловле. На этот случай в носовой части лодки
имелся подъемный щит для защиты от стрел.
В результате развития производства изменилось общественное устройство.
Появились выборные лица, которые ведали делами рода: старейшина и военачальник
рода. В выборах на равных правах участвовали мужчины и женщины. Избранные лица
могли быть смещены родом в любое время. Старейшина никакими нравами принуждения
не пользовался.
Старейшины и военачальники родов составляли совет племени, который заседал
публично, в присутствии всех, кто желал слушать или участвовать в обсуждении
вопросов. Решение совет выносил при обязательном условии единогласия. Племенной
совет определял взаимоотношения племени с другими племенами. Так было у
ирокезов и ацтеков в Северной Америке, в германской марке, у греческих и
славянских племен.
Русский ученый профессор М. Ковалевский исследовал родовой быт различных
народов. В частности, он писал о военной организации племен Индии, в основе
которой лежало общественное устройство. Войско "идусского племени состояло из
родовых отрядов, подразделениями которых были союзы близких родственников и
малые семьи; "связующим началом между воюющими бок о бок является кровное
родство"{4}.
Начальниками низших подразделений индусского войска были главы семей, а
начальниками родовых отрядов - вожди родов; последних возглавлял вождь племени.
"Итак, - писал профессор Ковалевский, - войсковое устройство древних индусов
проникнуто кровным началом в такой же мере, как и общественное, другими словами,
оно - снимок с последнего"{5}.
Нападения на соседние племена или оборону своего племени осуществляли отряды
добровольцев: они формировались из отдельных способных воинов, принимавших
участие в военном танце. Возглавлял отряд организатор военного танца. Если в
поход выступало несколько таких отрядов, то руководство осуществлял совет
военных вождей этих отрядов. На организацию походов согласие совета племени не
требовалось.
Судя по данным о военной деятельности индейских племен Северной Америки -
ирокезов и ацтеков, численность добровольческих отрядов была невелика - в
лучшем случае в поход выступали сотни воинов. В мешке, прикрепленном к поясу,
каждый воин имел маисовую муку, смолотую из поджаренных зерен. Дополнением к
этому была рыба и дичь.
Практиковались внезапные нападения, которые обычно производились на рассвете.
Для обеспечения своей безопасности люди начали строить оборонительные
сооружения: одни из них были хорошо замаскированы (волчьи ямы или ядовитые
колючки на подступах к селению), другие - надежно укреплены (земляной вал,
глубокий ров вокруг населенного пункта). Происходила дифференциация форм борьбы
на наступательные и оборонительные действия; возникали оборонительные
сооружения как следствие внезапных нападений. Таким образом, не оборона
породила военные действия, как утверждал Клаузевиц, с целью обоснования
агрессивной политики прусских милитаристов, а оборонительные мероприятия были
следствием нападений противника без предупреждения, без указания места боя.
Даже в начале разложения родового строя общественные интересы преобладали над
личными, общественное мнение имело решающее значение. Воины защищали интересы
всего рода или племени и пользовались большим почетом. Дисциплина была основана
на подчинении общественным интересам, общественному мнению, в административном
принуждении не было надобности. Общественные основы дисциплины составляли
прочный ее фундамент. Родовые связи и общественные интересы объединяли,
сплачивали воинов. В этом причина высокой боеспособности древних греков, римлян,
славян, франков, индейцев и др.
Общественные интересы и общественное мнение создавали более прочные основы
дисциплины, чем внешнее голое административное принуждение.
Показательно общественное положение родового вождя, который в имущественном и
бытовом отношениях не выделялся из массы своего рода. Влияние вождя
определялось не богатством, а личными качествами храбростью, организаторскими
способностями, приветливостью и т. п. В своей деятельности вождь исходил из
интересов рода и поэтому опирался на общественное мнение. Если вождь утрачивал
свой авторитет, род выбирал другого вождя из лиц, выделявшихся положительными
личными качествами.
Ни по своим целям, ни по своему характеру вооруженные столкновения на
начальной стадии разложения первобытнообщинного строя нельзя назвать войной.
Буржуазные же ученые в своих писаниях преувеличивают роль случайных вооруженных
столкновений общин для того, чтобы доказать извечность войн.
Возникновение войн и военного искусства. Появление частной собственности на
средства и продукты производства, развитие эксплуатации человека человеком
углубляли процесс разложения первобытно-общинного строя и подготовляли в
общественном развитии возникновение рабовладельческой формации.
Вооруженные столкновения племен способствовали возникновению и развитию
рабства.
"Если вместе с землей, - пишет Маркс, - завоевывают самого человека как
органическую принадлежность земли, то его завоевывают как одно из условий
производства, и таким путем возникают рабство и крепостная зависимость, вскоре
извращающие и видоизменяющие первоначальные формы всех коллективов, сами
становясь базисом последних"{6}. Рабы вначале были неполноправными членами
патриархальной семьи. Эта начальная стадия нового способа производства, которую
Маркс назвал патриархальной системой рабства, была рассчитана на производство
средств существования, преимущественно на собственное потребление.
|
|