|
вайшии (земледельцы, ремесленники и торговцы) составляли господствующие касты,
из которых первые две считались главными. При этом каждая предшествующая каста
стояла выше по рождению, чем следующая, и почет должен был оказываться тем, кто
принадлежит к высшей касте. Шудры составляли четвертую касту - это были
бесправные и угнетенные бедняки.
По сообщению Арриана, численность касты воинов у индийцев "идет следом за
земледельцами". Воины "пользуются наибольшей свободой и радостями жизни;
занимаются они только военным делом. Оружие для них делают другие, лошадей
доставляют им другие, в лагере служат им другие, которые ухаживают за их
лошадьми, чистят оружие, водят слонов, приводят в порядок колесницы и служат
возницами. Сами же они, если нужно сражаться, сражаются, "когда же заключен мир,
ведут веселую жизнь: от государства им идет такое жалование, что на него они
без труда могут прокормить и других"{26}.
В бою индийское войско широко использовало слонов. На спине слона устраивалась
башенка, и в ней помещались лучники, вооруженные луками и дротиками. По примеру
индийских войск боевых слонов включили в состав своего войска персидские цари,
а после правления Александра Македонского и так называемые эллинистические
царства.
Структура войск древнейших государств Индии имела свои особенности. В состав
войска входили пехота, боевые колесницы, всадники и боевые слоны. Арриан
сообщает, что один из правителей имел 50 боевых слонов, 4 тысячи всадников и
130 тысяч пехотинцев. Последнее мало вероятно. Обычно боевые слоны исчислялись
десятками, реже - сотнями, боевые колесницы - сотнями, всадники - тысячами, а
пехотинцы - десятками тысяч. Пехота была у индийцев главным родом войск.
Индийские пехотинцы, по сведениям Арриана, имели большой лук в рост человека и
длинные стрелы. Один конец лука ставился на землю; пехотинец упирался в него
левой ногой и натягивал до отказа тетиву. Длинные стрелы якобы пробивали щит и
панцырь. Квинт Курций, возражая Арриану, заявлял, что эти стрелы были неопасны.
Пехотинец имел щит из кожи в рост человека, но узкий - уже туловища человека.
Кроме лука и стрел, пехотинец был вооружен длинным и широким мечом. Всадники
имели на вооружении по два копья для метания (дротики) и небольшие щиты; седел
у них не было, но лошади был" взнузданы. Боевые слоны до появления регулярной
конницы были грозою для пехоты. Арриан сообщает о хорошей дрессировке боевых
слонов, которые защищали своих вожаков, прикрывая упавших на землю своим
туловищем, как щитом; убитых вожаков слоны выносили из боя.
В древней Индии города были хорошо укреплены. Укрепления состояли из стен с
башнями; вокруг стены обычно выкапывали широкий и глубокий ров. Стены города
Палимботра, по словам Арриана, имели 570 башен и более 60 прочных ворот.
Около VI века до н. э. среди рабовладельческих государств Северной Индии
выделялись два наиболее крупных государства - Магадха и Кошала, которые
возникли в долине Ганга и длительное время враждовали между собой. Государства
Северо-Западной Индии отстаивали свою независимость в борьбе с персидской
деспотией. Персам удалось захватить Гандхару, которая была превращена в
сатрапию Персии, платила большую дань и посылала в персидское войско отряды
индийских воинов. В IV веке до н. э. поход в Северо-Западную Индию (долина
Инда) предпринял Александр Македонский, однако ему не удалось проникнуть вглубь
Индии. Мемуарные записи позволяют нам судить об индийском войске и его тактике.
В южной части Индии в первой половине I тысячелетия до н. э. существовало три
государства - Пандия, Чола и Чера, сведения о которых слишком скудны. Известно
лишь, что им пришлось отстаивать свою независимость в борьбе с брахманами и
кшатриями государств Северной Индии.
Мы не имеем достоверных данных о ходе каких-либо войн и боев индийского войска,
которые показали бы характерные черты индийского военного искусства. Но у нас
есть документ, обобщающий боевой опыт деспотий Северной Индии. Этим документом
являются "законы Ману", корни которых уходят в глубокую древность. В "законах
Ману" большое внимание уделено вопросам военного искусства, и они являются
одной из первых попыток теоретического обобщения древнего боевого опыта
индийских деспотий. Окончательная редакция "законов Ману" относится к периоду I
века до н. э. V века н. э., вследствие чего весьма вероятно, что на них оказала
влияние китайская и греческая военно-теоретическая мысль.
Но исторические корни "законов" все же уходят к древним руководящим документам,
существовавшим в Индии.
"Законы Ману" охватывают большой круг вопросов: о войне и мире, о значении
укрепленных пунктов, о моральных основах войн, об обязанностях царя, о значении
правильной оценки обстановки и выбора момента начала действий, о требованиях к
подготовке похода и обеспечению движения, о ведении боя и способах овладения
крепостями. Все эти вопросы изложены довольно систематично.
Необходимо подчеркнуть, что "законы Many" отражали идеологию господствующих
каст индийских деспотий. В этих "законах" брахманы предъявляли определенные
требования царю и кшатриям, которые должны были обеспечить им господство внутри
деспотии и завоевания вне ее.
По "законам Ману" войско вверялось полководцу, казна и управление государством
- царю. Войско прежде всего осуществляло "контроль" за подданными и
обеспечивало подавление угнетенных и эксплуатируемых масс.
Мир и война, говорилось в законах, зависят от посла, который "создает и ссорит
союзников" (ст. 66). Здесь в примитивной форме выражена догадка о связи войны с
политикой, но политика понимается только как деятельность посла.
Обязанность царя заключалась в обеспечении деспотии устройством укрепленных
пунктов. Крепость могла быть сооружена из камня и земли, а подступы к ней
|
|