|
ых действий и, восприняв многое из западных идей, выступил против
войн, за терпимость, равноправие, передел имуществ и некую наднациональ-
ную всемирную общность людей. Хотя бехаизм, в отличие от бабизма, не
получил. широкого распространения и поддержки в Иране, его идеи, как и движение
бабидов, сыграли определенную роль в изменении обстановки в стране. Впрочем, в
этом же направлении пытались в те годы действовать и власти, о чем
свидетельствуют реформы премьера Таги-хана (эмира Низама). Реформы,
проводившиеся в основном в армии, хотя затронувшие и сферу ремесла и торговли,
а также просвещения (первая газета, первая светская школа-лицей), могли и
должны были послужить началом для серии преобразований, в которых давно
нуждалась страна и которые и без того сильно запоздали (по сравнению, скажем, с
эпохой Танзимата в Турции). Но подозрительность шаха Наср ад-Дина, ревниво
относившегося к популярности Таги-хана и увидевшего в нем возможного соперника,
привела к отставке реформатора.
Прекращение реформ не замедлило сказаться: успешный поход шаха на Герат в
1856 г. завершился отступлением под давлением англичан, навязавших Ирану
унизительный мирный договор. Вслед за тем начался период активного
проникновения иностранного капитала в Иран. Займы, концессии, полуколониальный
характер внешней торговли — все это за короткий срок подчинило экономику страны
иностранцам. И хотя шах после нескольких поездок в Европу в 70—80-х годах ввел
в систему управления страной некоторые новшества, включая попытку ограничить
судебную власть шиитского духовенства и йесколько европеизировать систему
администрации, эти сильно запоздавшие попытки уже мало что могли изменить.
В отличие 'от Османской империи, где благодаря танзиматским реформам была
сохранена политическая независимость, шахский Иран эту независимость быстро
утрачивал. Дело дошло до того, что в конце XIX в. Россия и Англия практически
поделили между собой сферы влияния в этой стране. Север страны, включая ее
столицу, находился под сильным политическим давлением России, а наиболее
надежным армейским формированием на долгие десятилетия стала созданная и
возглавлявшаяся русскими офицерами казачья бригада. Район Персидского залива
почти целиком зависел от англичан. Правда, шах время от времени под давлением
недовольных в стране выступал против иностранного господства, особенно в сфере
экономики, что проявлялось в виде отмены некоторых кабальных концессий, но
ситуация в целом была очевидной: Иран после бабидского восстания и урезанных
реформ Таги-хана оказался внутренне слабым. Его традиционная структура не
успевала приспособиться к быстрым изменениям в мире и вокруг страны, следствием
чего и явилось экономическое а затем и политическое закабаление, превращение
страны в полуколонию Тосейй и Англии. Однако, несмотря да все сказанное,
традиционная структура не была сломана. Мало того, она постепенно и достаточно
активно созревала для трансформации, а
проникновение в Иран способствовали этому.
Иранская революция 1905—1911 гг.
Пожалуй, именно на примере Ирана известный тезис о пробуждении Азии под
влиянием русской революции 1905 г. работает наиболее зримо и очевидно. Уже на
рубеже XIX—XX вв. большое количество иранских отходников, особенно из иранского
Азербайджана, работали на предприятиях русского Закавказья. Только в Баку, по
некоторым данным, их в 1904 г. насчитывалось 7 тыс. — свыше 20 % всего
бакинского пролетариата. Русские революционеры вели с ними работу, и,
возвращаясь на родину, отходники несли с собой новые идеи, порой весьма
радикальные. Эти идеи жадно впитывались голодающими крестьянами на рубеже
XIX—XX вв., когда в Иране резко обострилась продовольственная проблема, что
вело к спорадическим голодным бунтам и народным демонстрациям, сопровождавшимся
разгромом домов спекулянтов и торговцев зерном, и способствовало возникновению
революционной ситуации. Для взрыва нужен был лишь повод, и этот повод не
замедлил появиться: жестокое избиение старика-сеида по приказу властей вызвало
в декабре 1905 г. взрыв недовольства населения страны. Увидев в этом акте
издевательство над верой (сеиды — потомки пророка) и торжество несправедливости,
жители Тегерана вышли на улицы. Недовольное шахскими администраторами шиитское
духовенство подстрекало массы. Тысячи видных горожан демонстративно засели в
бест в мечети близ столицы и стали требовать от шаха наказания виновных и
учреждения «дома справедливости» (это не очень определенное требование означало
как справедливый суд, основанный на общем для всех законе, так и нечто вроде
законосовещательного собрания). Напуганный волнениями шах согласился на
предъявленные ему требования, но вскоре после этого начались репрессии. В ответ
на них летом 1906 г. поднялась новая волна протестов: тегеранские горожане во
главе с духовниками 30-тысячной процессией направились в священный город Кум
(где похоронена дочь пророка Фатима), тогда как другие засели в бест на
территории английской миссии.
Напуганный еще больше, чем в январе, шах вынужден был капитулировать, на
сей раз всерьез. 5 августа 1906 г. был опубликован указ о введении в стране
конституционного режима и о созыве меджлиса, члены которого должны были
избираться по куриальной системе в два этапа. Собравшийся осенью того же года
меджлис принял ряд важных законоположений, включая закон о максимальной
Бест — в Иране право убежища на территории некоторых священных мест.
цене на хлеб. Главной же заботой депутатов была разработка Основ ного
закона. Принятый меджлисом и подписанный шахом, этот закон (конституция)
предусматривал ограничение власти шаха меджлисом, прежде всего во всем то
|
|