|
и
вновь был совершен военными государственный переворот — на сей раз с роспуском
всех политических партий и парламента.
Стоит отметить бросающуюся в глаза закономерность динамики развития страны
в послевоенное время. Абстрагируясь от деталей, эту динамику можно
зафиксировать примерно в таком виде: от парламентских свобод с политической
борьбой к состоянию нестабильности при экономической неэффективности и росте
задолженности; от нестабильности к острому кризису и, как результат, к
вмешательству военных, восстанавливающих статус-кво и как бы создающих условия
для очередного аналогичного цикла. Если эту динамику интерпретировать с точки
зрения концепции сопротивления и приспособления традиционной структуры к новым
условиям существования страны, где формально декларированы все гражданские
права и свободы и предоставлена возможность для развития
частнособственнического предпринимательства, то окажется, что структура Турции
в целом долгие десятилетия не была вполне готова к радикальной трансформации.
Энергия внутренней трансформации, не
будучи в основном направлена в сферу экономики, что имело место, скажем, в
Японии, как бы осела в сфере политики, где формально декларированные права и
свободы предоставили для этого определенный простор. Этому в немалой мере
содействовало то уходящее корнями в историю обстоятельство, что турки всевда
были воинами, администраторами и менее всего — торговцами и предпринимателями.
Нехватка опыта была компенсирована традиционной формой-слиянием власти с
собственностью. Отсюда ведущая роль государственного хозяйства со всеми его
особенно заметными в эпоху бурного развития капитализма слабостями, сводящимися
в конечном счете к экономической неэффективности бюрократического управления
хозяйством и соответственно к росту внешнего долга страны. Можно отметить и еще
одну немаловажную закономерность: в условиях жесткой (военной) централизованной
власти упомянутая экономическая неэффективность менее заметна, тогда как
состояние политической нестабильности усиливает ее импульс, что и ведет страну
к кризису.
В заключение несколько слов об исламе. Радикальные ке-малистские
преобразования почти не оставили ему места в социальной и политической жизни
страны — в этом Турция уникальна среди других мусульманских стран XX в. Но,
несмотря на это, в годы нестабильности ислам в стране поднимает голову. Его
сторонники начинают вести активную пропаганду и быстро находят сочувствующих ей,
ибо корни ислама глубоки, ими пронизана вся традиция страны, включая ее
культуру, в том числе политическую. И хотя политический экстремизм в наше врем?
распространен достаточно широко и вне мусульманского мира, многое здесь — что
касается Турции — явно восходит к фанатизму ислама, с чем нельзя не считаться.
Глава 10
Шиитский Иран в XIX—XX вв.
/'
Став с начала XVI в. центром шиитской оппозиции в мире ислама, шахский Иран
не только продолжал последовательно отстаивать свою самобытность, но и весьма
болезненно реагировал на вмешательство в его дела извне, особенно со стороны
России и Англии, ведших дело к превращению этой страны в полуколонию.
Вынужденная приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, традиционная
структура Ирана реагировала на них особенно бурно. Именно проявлением такого
рода реакции было тг восстание бабидов в середине XIX в. — восстание, несколько
опередившее давно назревавшие в стране реформы.
Баб и бабиды
В 1844 г. — ровно через тысячу лет (по европейскому календарю) с момента
легендарного исчезновения двенадцатого скрытого имама — сеид Али Мухаммед
объявил себя Бабом, т. е. вратами, через которые ожидаемый имам в качестве
мессии Махди вот-вот должен спуститься на землю. Прихода скрытого имама шииты
всегда ожидали с нетерпением, а в периоды острых кризисов это нетерпение
стократ возрастало. Неудивительно, что проповедь, с которой выступил набожный
торговец из секты шейхитов, вызвала широкий отклик в стране. Махди ожидали со
все возрастающим напряжением, а идеи Баба, распространявшиеся его
последователями вначале в весьма неопределенной форме и потому получавшие
различную интерпретацию в зависимости от обстоятельств (то это были призывы к
справедливости и снижению налогов, то осуждение богатства и роскоши, то
возмущение бесцеремонностью иностранцев, то требования социальных и
имущественных прав и гарантий), день ото дня обретали все большую силу,
особенно в Азербайджане, где произвол персидских властей ощущался наиболее
остро. Встревоженные власти заключили Баба в 1847 г. в тюрьму, но это его не
остановило: именно сидя в крепости Баб написал свою знаменитую книгу Веян, в
которой он провозгласил себя долгожданным Махди и изложил принципы своего
учения. Вкратце эти принципы сводились к тому, что новая эпоха рождает нового
пророка, устами которого говорит Аллах, что он, Баб и Махди, является именно
таким пророком, несущим миру справедливость, гарантирующим защиту прав и
имущества и в то же время выступающим против произвола власти и засилья
иностранцев. Распространяя идеи Баба, его последователи во многом шли дальше
него, требуя раздела и общности имущества, выступая за всеобщее равенство,
включая и равенство женщин. Эти эгалитарные призывы оказывали едва ли не
наибольшее воздействие на крестьянские массы, следствием чего были быстрое
возрастание количества бабидов и радикализация этого движения.
В стране одно за другим начиная с осени 1848 г. вспыхивали бабидские
восстания, причем казнь самого Баба летом 1850 г. лишь подлила масла в огонь. И
хотя восстания вскоре были подавлены, ушедшие в подполье бабиды не сдавались, а
в 1852 г. пытались даже убить шаха. Естественно, что после этого преследования
бабидов усилились. Расправа с восставшими бабидами и бегство уцелевших
предводителей и идеологов движения в соседние страны, в основном в Ирак,
находившийся под властью Османской империи, привели к изменению характера
самого протеста. Подхвативший знамя бабидов Бехаулла заявил себястореианнеом
ненасильствен
|
|