|
нского экспорта были хлопок, гуммиарабик, скот. Для
нужд сельского хозяйства сооружались плотины, водохранилища, железные дороги. В
20-х годах XX в. в стране возникли первые общественные ассоциации и
политические партии, начали издаваться журналы. Появились города, первые группы
рабочих и интеллигенции. Но только после второй мировой войны
национально-освободительное движение в Судане приобрело заметные размеры. По
принятой в 1948 г. конституции были проведены выборы в Законодательное собрание.
В 1951 г. в связи с денонсацией Египтом англо-египетского договора и конвенции
о Судане развернулось движение за у;ход англичан из Судана, за независимость
страны. В 1952 г. был создан Объединенный фронт борьбы за освобождение, чему
способствовала июльская революция 1952 г. в Египте. Вообще, как это легко
заметить, национально-освободительное. движение в англо-египетском Судане
ощутимо ориентировалось на успехи Египта в достижении им независимости, что и
понятно: Судан на протяжении более чем столетия был связан с Египтом и
находился в определенной зависимости от него. Когда успехи Египта в
осуществлении его цели стали очевидны, аналогичные успехи были достигнуты и в
Судане; в 1955 г. парламент принял решение о провозглашении независимой
Республики Судан с 1 января 1956 г.
Сомали
Сомали, как и Эфиопию, и страны, расположенные к югу от них, к числу
арабских безоговорочно отнести уже нельзя. Правда, процесс исламизации
полуострова, населенного африканцами кушитской языковой
групшГЩткойодственницнттемятскей-трунны &-рамках семито-хамитской семьи языков),
сопровождался заметным
121
увеличением арабского и арабоязычного компонентов здесь, но сомалийцы (их
язык письменности не имел) численно обычно преобладали. На территории Сомали в
XII — XVI вв. спорадически складывались раннегосударственные образования в
форме султанатов, но они были непрочными и быстро распадались. Исключения
являют лишь города Могадишо, Мерка, Брава, населенные преимущественно арабскими
и арабоязычными торговцами. Когда в начале XIX в. маскатский Оман разделился на
Оман и Занзибар, эти города и прилегающие районы стали владением султанов
Занзибара, как и все восточноафриканское суахилийское побережье. В 70-е годы
XIX в. во внутренних районах Сомали возникли султанаты Оббия и Миджуртини.
Первые попытки колониальных держав проникнуть на полуостров относятся к
середине XIX в., причем они в значительной мере были вскоре стимулированы
перспективой открытия Суэцкого канала. С открытием канала сомалийское побережье
стало стратегически важной территорией. Неудивительно, что державы начали
бороться за его колонизацию. В 80-е годы Франция оккупировала северную часть
Сомали. Именно она служила опорным пунктом в стремлении французов продвинуться
на запад и соединить свои восточноафриканские владения с западноафриканскими
(инцидент в Фашоде, как упоминалось, положил конец этим стремлениям). Северное
Сомали было французской колонией до 1977 г. Основная же часть полуострова была
в конце XIX в. поделена между Англией и Италией. Англичанам достались
стратегически важные территории побережья, а опоздавшей к разделу колоний
Италии — лишь внутренние районы, которые она стремилась расширить за счет
экспансии в сторону Абиссинии (Эфиопии). Колониальные захваты в Сомали вызвали
стойкое сопротивление отсталой традиционной структуры, принявшее форму
затяжного полупартизанского вооруженного движения против колонизаторов. Только
в 1920 г. эта вооруженная борьба была подавлена. В 1960 г. колонии объединились
в рамках независимой Республики Сомали.
Эфиопия
Эфиопия лежит преимущественно во внутренних районах Восточной Африки, на
территории, столь же скудной природными ресурсами и не избалованной
плодородными землями, как и Сомали. Эфиопы родственны сомалийцам и по языку: в
большинстве они принадлежат к той же кушитоязычной группе африканцев. Но
Эфиопия тем не менее существенно отличается не только от Сомали, но и от
народов всей остальной Африки: корни ее цивилизации уходят и глубокую древность,
причем эта цивилизация всегда была христианской по ее религиозно-культовой
основе (впрочем, часть страны была в свое
время исламизирована). Кроме того, ее так и не постигла участь колонии,
хотя Италия делала все, что было в ее силах, дабы колонизовать эту страну. Как
известно, она добилась своего лишь в середине 30-х годов, а уже в 1941 г.
Эфиопия была освобождена войсками союзников.
Справедливости ради следует заметить, что ни древность цивилизации, ни
христианские традиции сами по себе не стали на протяжений длительной истории
страны фактором существенного экономического либо социокультурного ее развития.
Возможно, для такого развития не было природно-климатической базы. Может быть,
сыграла свою роль удаленность страны от побережья с его развитой торговлей.
Важной причиной замедленного развития была также традиционная рыхлость системы
административного управления: на протяжении веков страна представляла собой
скорее федерацию автономных княжеств и султанатов, нежели сколько-нибудь
централизованную державу, а символически возглавлявшие ее императоры-негусы
Соломоновой династии были марионетками в руках правителей этих княжеств. Словом,
факт остается фактом: Эфиопия в целом, несмотря на свои древние традиции, была
немногим более развита, чем окружавшие ее африканские народы, и значительно
уступала в этом плане арабским странам Северной Африки.
Все это хорошо ощущали верхи страны, ее правящие слои. В середине XX в. к
власти пришел негус Теодрос II (1855—1868), который впервые за долгие века не
был представителем Соломоновой династии. Он провел ряд важных реформ,
направленных на усиление централизованной администрации, на поддержку церкви с
одновременным подчинением ее государству, а также на ускорение
|
|