|
» (1920), Федерация избранных мусульман (1927 г.—имеются в виду члены
муниципалитетов), наконец, знаменитая «Североафриканская звезда» (1926),
выдвинувшая в 1933 г. лозунг борьбы за независимость Алжира. Среди
интеллигентов стала пользоваться большим признанием и исламская организация
«Союз улемов», развивавшая идеи о самобытности алжирцев и их культуры. Вообще
30-е годы дали толчок развитию политической активности среди алжирцев, чему
способствовало, в частности, и изменение национального состава рабочих Алжира
(если в 1911 г. европейцы численно в нем преобладали, то теперь картина была
обратной, алжирцев численно было вдвое больше).
Победа Народного фронта в Париже привела к реформам, предоставившим Алжиру
новые демократические свободы и политические права. Вторая мировая война на
время прервала процесс развития национального самосознания, но после войны он
проявил себя с еще большей силой. Возникали новые лолитиаеские партии,
усиливались требования автономии и независимости. Закон 1947 г. гарантировал
алжирцам статус французских граждан, учреждал Алжирское соб-
рание из 120 депутатов, половину которого избирали европейцы, и
правительственный совет при генерал-губернаторе. Но этого было уже мало.
Движение за торжество демократических свобод, сформировавшееся в 1946 г., стало
готовиться к вооруженной борьбе. Был создан Революционный комитет, который в
1954 г. преобразовался во Фронт национального освобождения. Созданная Фронтом
Армия национального освобождения начала борьбу во всем Алжире. В 1956 г.
Фронтом был избран Национальный совет алжирской революции, а в 1958 г.
провозглашена Алжирская республика. И хотя алжирские экстремисты европейского
происхождения пытались было помешать решению де Голля в 1959 г. признать право
Алжира на самоопределение, следствием чего был поднятый ими в 1960 г. мятеж
против правительства Франции, в 1962 г. алжирская революция окончательно
победила. Была создана Алжирская Народная Демократическая Республика.
Тунис
Ставший с XVI в. частью Османской империи Тунис, расположенный к востоку от
Алжира, длительное время был базой средиземноморских пиратов-корсаров и одним
из центров работорговли («товаром» чаще всего были ставшие добычей корсаров
пленные европейцы). Большое количество таких рабов, равно как и высланные в
начале XVII в. из Испании преследовавшиеся там мавры-мориски, испанские
мусульмане, сыграли определенную роль в формировании этнической культуры
тунисских верхов, потомков морисков, турецких янычар и христианских рабынь
гарема. Бей из династии Хусейнидов (1705—1957) хотя и считались вассалами
султана, вели себя как независимые правители и, в частности, заключали
соглашения о торговле с европейскими государствами. Связи с европейцами,
активная торговля, пиратство, миграция морисков — все это способствовало
развитию страны, 20% населения которой в конце XVIII в. жило в городах,
переживавших период расцвета после отмены государственной монополии на внешнюю
торговлю. В Европу тунисцы вывозили оливковое масло, ароматические эссенции и
масла, в том числе особенно высоко ценившееся в Париже розовое масло, а также
шерсть, хлеб. Добившись в 1813 г. полной независимости от соседнего Алжира,
тунисские бей, однако, вскоре оказались перед серьезными финансовыми
затруднениями, чему способствовало прекращение доходов от пиратства и
работорговли. Поддержав французскую экспедицию 1830 г. в Алжир, Тунис в 30—40-е
годы попытался было с помощью Франции провести в стране реформы и, в частности,
создать вместо янычарского корпуса регулярную армию.
Ахмед-бей (1837—1855), отклонив принципы Танзимата (в чем он следовал
Мухаммеду Али Египетскому, перед которым преклонялся), тем не менее по примеру
того же Мухаммеда Али начал быстрыми темпами налаживать военную промышленность
и европейское образование, включая военное. В стране стали основываться
колледжи и училища, издаваться газеты и книги. Все это легло тяжелым финансовым
бременем на страну и привело к кризису. Преемники Ахмед-бея изменили его
политику, поддержали идеи Танзимата и начали перестраивать администрацию и
хозяйство по европейским стандартам. В 1861 г. в Тунисе была принята первая в
арабо-исламском мире конституция, установившая систему ограниченной монархии с
ответственным перед Верховным советом правительством (совет частично назначался,
частично избирался по жребию из списка привилегированных—нотаблей). Эти
нововведения воспринимались народом, как то было несколько позже и в Марокко, с
недоверием и рождали внутреннее сопротивление, неприятие. Возглавляемые
религиозными вождями-марабутами крестьяне поднимали восстания. Наиболее сильным
из них было выступление 1864 г., участники которого требовали отмены
конституции и снижения налогов, восстановления традиционного исламского
шариатского суда. Для подавления восстания правительству пришлось прибегнуть к
помощи иностранцев, к иностранным займам. Рост задолженности привел в 1869 г. к
банкротству Туниса и созданию Международной финансовой комиссии, что сильно
ограничило суверенитет страны, поставило ее на грань превращения в полуколонию.
Кризис, непосильные налоги, восстания — все это привело еще сравнительно
недавно процветавшую страну в состояние глубокого упадка, к сокращению
численности населения почти втрое, до 900 тыс. человек.
Пришедший к власти в 1873 г. премьер Хайраддин-паша не стал заботиться о
возрождении конституционных норм, но зато предпринял ряд важных реформ,
приведших к упорядочению налогообложения, изменению характера землепользования,
развитию просвещения, здравоохранения, благоустройства. Он пытался подчеркнуть
вассальную зависимость от Османской имп
|
|