Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Л.С. Васильев - ИСТОРИЯ ВОСТОКА :: 2. Л.С. Васильев - ИСТОРИЯ ВОСТОКА. T-2
<<-[Весь Текст]
Страница: из 236
 <<-
 
объявленного международным портом Танжера.
    Начался период быстрого промышленного развития и эксплуатации природных 
ресурсов страны: добывались и экспортировались фосфориты, металлы (марганец, 
меда, свинец, цинк, кобальт» железо), выращивались цитрусовые, заготавливалась 
пробковая кора. Иностранные, преимущественно французские, компании вкладывали в 
промышленное освоение Марокко огромные капиталы, строили железные дорога, 
развивали энергетику и торговлю. До миллиона гектаров плодороотвой земли было 
передано европейским (в основном французским) колонистам, ведшим фермерское 
хозяйство с применением наемного труда. Промышленное строительство и связанная 
с ним модернизация оказывали воздействие на традиционную и еще недавно столь 
энергачно сопротивлявшуюся вторжению европейцев структуру: немалое кодичество 
крестьян уходило из деревни в город, тае росли рзды рабочих и образованных 
слоев населения. И хотя сопротивление не прекращалось, а подчас принимало даже 
несколько неожвданные формы, традиционная структура не только сопротивлялась, 
но и как-то приспосабливалась к новым условиям. В 30-е годы возникли первые 
политические движения — Национальный комитет действия (1934), Национальная 
партия (1937). В 1943 г. была создана партия Истикляль, выступившая с 
требованием независимости. Движение за независимость развернулось с особой 
силой после войны, достигнув своей вершины в конце 40х — начале 50-х годов. 
Итогом его были завоевание независимости в 1956 г., воссоединение Марокко, 
включая Танжер, в 1958 г.
    Так, в 1920—1926 гг. в горном районе Риф была создана повстанцами так 
называемая Рифская республика с выборным Народным собранием и президентом .
(явное институциональное влияние европейцев), активна- бороппи ктс французскими 
и испансмтикмсвизахо)»*в<.—
    
    Алжир
    Расположенный к востоку от Марокко Алжир в XVI—ХУЛ вв. находился под 
властью правителей, считавших себя вассалами турецкого султана. С XVIII в. 
Алжир стали возглавлять избиравшиеся янычарами их предводители-деи, причем 
вассальная зависимость страны от султана стала призрачной, тогда как влияние 
европейцев все усиливалось: существовали консульства держав, развивались 
торговые связи, расцветали города, ремесла. В стране было множество 
мусульманских школ и даже несколько высших учебных заведений.
    В 1830 г., использовав в качестве повода незначительный конфликт (во время 
приема французского консула, с которым велись переговоры об алжирском долге, 
гассерженный дей ударил его хлопушкой для мух), король Карл Х начал войну с 
Алжиром, хотя и завершившуюся быстрой победой, но вызвавшую длительное 
сопротивление, восстание Абд аль-Кадира. Подавление этого и иных следовавших за 
ним восстаний потребовало от французов немалых усилий, но не мешало им 
энергично утверждаться в Алжире в качестве его колонизаторов. Из фовда 
государственных земель щедро выделялись участки для европейских колонистов, 
число которых быстро увеличивалось. Так, в 1870 г. в их руках было чуть больше 
700 тыс. га, в 1940 г.—около 2700 тыс. га. Среди французских переселенцев было 
немало и радикалов, даже революционеров: в составе созданной в 1870 г. 
Республиканской ассоциации Алжира (организация европейских переселенцев) были 
рабочие с социалистическими убеждениями. Существовала даже алжирская секция 1 
Интернационала, а в дни Парижской коммуны в 1871 г. в городах Алжира проходили 
демонстрации в ее поддержку.
    Что же касается арабо-исдамского населения, то оно занимало выжидательные 
позиции и сопротивлялось европейской колонизации всеми способами, включая 
спорадически вспыхивавшие восстания, преимущественно во главе с 
религиозно-сектантскими деятелями. Однако распространение европейских форм 
организации труда и потребность в рабочих руках в фермерских хозяйствах 
колонистов, а также на промышяенных предприятиях, возникавших в городах, вели к 
постепенному втягиванию некоторой доли алжирцев в новые производственные связи. 
Возникали первые отряды алжирских рабочих, приобщались к капиталистическому 
хозяйству ремесленники и торговцы (первоначально городское население состояло 
преимущественно из неалжирского населения — из турок, мавров, евреев и др.). В 
целом же, однако, экономическое господство европейскор—» основном 
француаскаЕОг-1ннаитвяа-бызгойк)споримым. Что касается форм"управления, то до 
1880 г. делами коренного населения ведали специальные «арабские бюро» во главе 
с французскими офицерами, затем в зонах массового проживания алжирцев появились 
«смешан-
    
    ные» коммуны, управлявшиеся французскими администраторами. Там, где 
существовало влиятельное по количеству европейское население или европейцы 
численно преобладали, создавались «полноправные» коммуны, где существовали 
избирательная процедура, выборные муниципалитеты (алжирцы в любом случае имели 
не более двух пятых общего числа депутатов муниципалитета). Немногочисленная 
прослойка состоятельных алжирцев ( в конце XIX в.—около 5 тыс.) могла принимать 
участие в выборах алжирской секции-курии совета при генерал-губернаторе.
    На рубеже XIX — XX вв. в Алжире появилась заметная прослойка интеллигентов, 
которая выступала против «туземного кодекса» (введен в 1881 г.), 
ограничивавшего права алжирцев и запрещавшего их участие в политической жизни. 
Стали создаваться различного рода культурные и просветительские ассоциации, 
издаваться газеты, журналы, книги. Хотя по форме это были преимущественно 
выступления в защиту ислама, арабского языка (он заметно вытеснялся 
французским) и шариата, существовала и влиятельная группа младо-алжирцев, 
ориентировавшихся — по аналогии с младотурками — на сближение с западной, 
французской культурой, требовавших уравнения алжирцев в правах с французами.
    Участие многих десятков тысяч арабо-алжирцев (наряду с 
алжирцами-французами) в первой мировой войне дало сильный толчок развитию 
национального самосознания в послевоенные годы, чему способствовало и 
значительное увеличение прослойки арабо-алжирских интеллигентов, в том числе 
получивших образование в Европе. Возникли влиятельные организации — «Молодой 
алжире
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 236
 <<-