|
характерный для периода
империализма вывоз капитала. Вначале он шел преимущественно в форме займов:
британская администрация прибегала к помощи английских банкиров для-активного
строительства железимх-дорог, для создания добывающих и перерабатывающих
первичное
31
сырье предприятий, для ирригационного строительства. Наряду с
государственными займами (их общая сумма за 1856 —1900 гг. выросла с 4 до 133
млн. ф. ст.) увеличивался и приток частного капитала, использовавшегося
преимущественно для развития хлопча тобумажной и джутовой промышленности,
банковского и страхового дела, позже также и промышленного производства чая и
каучука, кофе и сахара. В начале XX в. английские капиталы в Индии (речь о
частных инвестициях) достигали 6 — 7 млн. рупий. Характерно, что преобладали
компании, зарегистрированные в Англии и лишь вкла дывавшие часть своего
капитала в Индии, тогда как доля индийских компаний, принадлежавших как
англичанам, так и самим индийцам, была чуть ли не втрое меньше. Строительство
железных дорог и создание начальной промышлен ной инфраструктуры — сеть банков,
предприятий связи, плантаций и т. п.— способствовали возникновению
многочисленных национальных промышленных предприятий, включая ремесленное
производство на предприятиях мануфактурного типа, что привело к возрождению
ручного ткачества. В 90-х годах кустарями перерабатывалось в 2,5 раза больше
хлопчатобумажной пряжи, чем на фабриках, а всего кустарно-ремесленными
промыслами занимались, включая членов семей, около 45 млн. человек. Но главное
было все-таки не в возрождении ремесла. Импорт британских и иных европейских
машин, прежде всего прядильно-ткацких, создавал условия для появ ления в Индии
капиталистических предприятий, фабрик и заводов, причем по меньшей мере треть
акционерного капитала здесь в конце XIX в. уже принадлежала индийцам. Возникала
национальная бур жуазия. Отдельные ее представители становились в ряды крупных
предпринимателей, основывали собственные фирмы. В 1911 г. в Бихаре Тата
построил первый принадлежавший индийцу метал лургический завод немалой мощности,
а в 1915 г. была создана принадлежавшая его фирме гидроэлектростанция. В 1913
г. в Индии было 18 крупных индийских банков. Появились и первые индийские
рабочие: к концу XIX в. числен ность их составляла 700 — 800 тыс. Условия труда
были очень тяжелыми, рабочий день продолжался 15 — 16 часов. И хотя принад
лежность к различным /народам и кастам мешала объединению рабочих, высокая
степень концентрации их на ряде крупных предприятий способствовала активизации
рабочего движения: в конце XIX в. количество рабочих выступлений,
преимущественно в форме стихийных стачек, исчислялось десятками. Эти
выступления привели к появлению фабричного законодательства: в 1891 г. было
запрещено использовать на фабриках труд детей до 9 лет, длительность рабочего
дня понемногу сокращалась (в начале XX в. до 12—14 часов). "Итак, активная
тощшлм, вывоз английского банковскою и про-мышленного капитала, формирование
национального индийского
капитала, появление национальной буржуазии и пролетариата, развитие сети
железных дорог, добывающих промыслов и промышленных предприятий — все это не
могло не деформировать привычную традиционную структуру земледелия и ремесла.
Новые, базирующиеся на капиталистической основе интересы должны были взорвать
изнутри отношения традиционные. К этой перемене была внутренне готова и
ориентировавшаяся на Англию и европейские ценности образованная часть населения,
энергично выступавшая против устаревших пережитков и за реформу традиционных
основ религиозной культуры. Выразителем интересов этой индийской
интеллектуальной элиты стал созданный в 1885 г. с благословения англичан
Национальный конгресс. Будучи одновременно и лояльным, и оппозиционным по
отношению к английским властям. Индийский национальный конгресс (ИНК) стал
своего рода знаменем борьбы за демократическую трансформацию традиционной Индии.
Параллельно с ним в те же годы активно действовали и религиозные лидеры
индуизма, стремившиеся сблизить древний индуизм Веданты с христианскими
религиозными течениями и выступить, как это сделал знаменитый Вивекананда, за
сближение всех великих религий мира. Светское (ИНК) и религиозное движения за
обновление Индии явно способствовали усилиям англичан, направленным в сторону
трансформации традиционной структуры. Могло показаться, что эти усилия вот-вот
увенчаются заметными успехами. Между тем на деле все было далеко не так просто.
Сопротивление трансформации
Традиционная «азиатская» структура Индии, вызвавшая к жизни феномен
мощного народного восстания, равного которому история Индии до того не знала,
отнюдь не перестала сопротивляться колониальной трансформации. Будучи
вынужденной приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, она вырабатывала
все новые и новые формы сопротивления чуждому ей колониальному капитализму со
всеми свойственными ему западными идеями, идеалами, институтами и принципами
жизни. В чем конкретно это проявлялось? Прежде всего во все возрастающем
количестве крестьянских движений. Одни из них носили традиционный характер
религиозно-сектантских выступлений, как движение «Намдхари» в Пенджабе во главе
с Рамом Сингхом в 60 — 70-е годы. Другие, как восстание во главе с В. Пхадке в
Махараштре в 1879 г., выступали за снижение налогового гнета' и против засилья
ростовщиков. Третьи, как восстание в Мадрасе в 1879 —1880 гг., были направлены
против все-Рластия откупщиков. Невевеех этих, как и во-многих.иных аналогичных
крестьянских движениях четко видно главное их
2-477
социальное содержание: крестьяне выступали против нарушения привычной нормы
существования, против злоупотреблений со стороны власть имущих, что было
чревато заметным снижением уровня жизни. При этом весьма характерно, что все
эти и аналогичные им движения прямо либ
|
|