|
твенной жизни страны. И воспитание их по
английской модели не могло при этом не оказывать своего воздействия. В этом же
направлении была задумана и постепенно реализовывалась административная
политика англичан. Еще в 1861 г. парла-мент принял закон об организация
эаконосовещателышх Индийских советов при генерал-губернаторе и губернаторах
провинций. Хотя
члены этих советов назначались, а не избирались, законом оговарива-дось,
что половина их должна состоять из лиц, не занятых на службе и тем самым не
зависящих от администрации. Была проведена и
судебная реформа по английскому образцу. В продолжение этой же „т„, - <»а ..
_---- <•
линии
80-х
были
годах были изданы законы о местном выборном самоуправлении. И хотя выборы
были многоступенчатыми, а участ вовать в них могли лишь очень немногие, едва ли
более 1 % населения страны, начало избирательной процедуре было положено. В
90-х годах муниципальные советы стали избирать некоторых своих членов в
провинциальные законодательные советы при губернаторах, а также в Индийский
законодательный совет при генерал-губернато ре. Активное внедрение элементов
европейской (британской) политической культуры и практики и европейского
образования способствовало проникновению в Индию многих европейских идей и
идеалов, знаний и опыта, привело к знакомству с европейскими науками,
искусством, культурой, образом жизни. Это знакомство тоже по преимуществу
ограничивалось узким кругом социальных верхов и индийских интеллектуалов, но
все же оно было фактом, а становившееся нормой использование английского языка
как официального и объединяющего представителей различных индийских народов
способствовало распространению среди интеллектуальной элиты ориентации на
европейские духовные ценности, как то и было задумано в свое время Маколеем и
его единомышленниками. Книги, газеты, журналы и иные печатные издания,
предназначенные для читателя во всей Индии, публиковались только на английском.
Английский язык становился постепенно основным для всей образо ванной Индии.
Долгое время тон в этом движении задавала Бенгалия — район, ранее всего
захваченный англичанами (резиденция генерал-губерна тора до 1911 г., когда она
была перенесена в Дели, находилась в Калькутте). Здесь английское влияние ранее
всего- достигло значительных размеров. Еще видный индийский просветитель Рам
Мохан Рай (1772 —1833) организовал лояльное по отношению к англичанам общество
«Брахмо самадж», построенное по европейскому образцу, с выборным правлением, и
преследовавшее цель очистить индуизм от наиболее одиозных наслоений (обычай
самосожжения вдов — «сати»; ранние браки; кастовая непримиримость и т.п.) и на
его основе создать культ единого Бога, в поклонении которому могли бы слиться
представители всех религий, включая мусульман и христиан. После смерти Рая
руководство обществом перешло в руки Д.Тагора и других бенгальских деятелей,
немало способствовавших распространению просветительских идей. Позже влияние
брахмоистов распространилось среди образованных слоев населения в Мадрасе и
Бомбее, причем вслдс innA.w'i'a'1'шш активно идрудничали с
англичанами,
зо
которые под их влиянием издали законы против сати, в защиту гражданских
браков и т. п. Рост влияния англичан и европейской культуры на образованных
индийцев протекал на общем фоне усиления в стране позиций колониального
капитала и соответствующих изменений в ее эко номике. Заметный уже в начале XIX
в. и не прекращавщийся на протяжении последующих десятилетий быстрый рост
английского промышленного экспорта в Индию способствовал резкому увеличению
индийского экспорта в Англию и другие страны Европы. Из Индии вывозились хлопок,
шерсть, джут, чай, кофе, опиум и особенно индиго и пряности. Для обеспечения
быстрого увеличения количества вывозимого сырья англичане активно создавали
плантационные хо зяйства капиталистического типа. К традиционным статьям
индийско го экспорта прибавлялись все новые, включая и зерно,— при всем том,
что время от времени Индию сотрясали страшные неурожаи, сопровождавшиеся
голодной смертью миллионов. Здесь важно заметить, что представления о
разрушении индийской общины уже чуть ли не в середине XIX в. явно преувеличены.
Несмотря на трансформацию сельского хозяйства, на введение новых культур и
плантационной формы их выращивание, а также на изменения в формах собственности
на землю и переход части ее в руки торговцев и ростовщиков (к слову, это было
обычным делом и в старой Индии), община держалась достаточно стойко и более или
менее удачно приспосабливалась к необходимым и неизбежным пере менам, пока они
не затрагивали всерьез самого основного, т. е. принципов ее существования,
привычных, веками складывающихся отношений. Британская администрация в общем
это хорошо понимала и — особенно после восстания конца 50-х годов — всезда
учитывала. И хотя ей не удавалось предотвратить массового голода и голодных
смертей в годы неурожаев (это характерно для всех колониальных государств: в
отличие от традиционных органов власти, которые в голодные годы освобождали
крестьян от налогов и предоставляли им льготы, капиталистическая администрация
в чужой стране была как бы свободна от такого рода благотворительного
милосердия), в целом она стремилась защищать интересы крестьянина, так как
существова ла за счет его выплат: земельный налог и монополии на опиум и соль
давали в середине XIX в. 85% дохода. Но главные изменения в сфере экономики
происходили все же не за счет возросшей торговли и увеличения товарности
земледелия. Наиболее важное значение для трансформации хозяйства имело
промышленное развитие Индии и стимулировавший ег
|
|