|
зяйств
по-прежнему обрабатывали арендаторы, обычно зависимые либо неимущие
полноправные из числа местного населения. Параллельно с царско-храмовыми многие
из аннексированных земель были розданы знатным персам и иным приближенным либо
заслуженным лицам, которые тем самым приобретали большие должностные и личные
владения, обрабатывавшиеся для них на правах аренды преимущественно теми же
зависимыми (многих из них именовали персидским словом «гарда», в эламском
варианте — «курташ»), нередко из числа бесправных покоренных пленников. Часть
крупных владений имела привилегии и иммунитеты, т.е. была освобождена от
налогов, тогда как с остальных налоги взимались по минимальной ставке. К
должностным землям крупного масштаба были близки по характеру и более мелкие
должностные владения чиновников и воинов, которые обычно также обрабатывались
арендаторами.
Основная доля земельного фонда в персидской империи принадлежала общинникам,
выплачивавшим налоги непосредственно в казну и исполнявшим все повинности.
Среди них были и богатые, и бедные, причем богачи подчас сдавали излишки земли
в аренду беднякам. Долговое рабство распространено не было, но практика заклада
имущества была хорошо известна, особенно в связи с системой откупов: крупные
дельцы, бравшие на откуп тот или иной район империи, беспощадно выколачивали из
населения не только причитавшийся с каждого налог, но и немало сверх этого, что
и вынуждало бедняков расставаться с имуществом либо закладывать его.
В период расцвета державы Ахеменидов был достигнут высокий уровень развития
ремесла, торговли, строительства. Ремесло и особенно транзитная торговля — как,
впрочем, и операции по закладу либо аренде — нередко сосредоточивались в руках
больших торговых домов частных собственников, в основном вавилонских. Рабов в
империи было немного, причем использовались они либо в государственных
хозяйствах на тяжелых работах (рудники, каменоломни), либо в сфере услужения в
частных домах. Те из рабов, которые сажались на землю или обзаводились
кое-каким имуществом, включались в торгово-ростовщические операции, приобретали
ремесленные специальности и тем постепенно изменяли свой реальный статус,
сближаясь в имущественном отношении с иными слоями населения, хотя юридически
долго оставались неполноправными, что находило отражение в системе
оброка-пекулия.
Греки, греко-персидские войны
и гибель империи Ахеменидов
Греки были одной из ветвей индоевропейцев, волнами мигрировавших во II—1
тысячелетиях до н.э. на запад. Если ранние из этих волн, положившие начало
Микенам и позже гомеровской Греции, в принципе не породили ничего структурно
нового, ибо микенские и гомеровские греки, известные как по данным
археологических раскопок, так и из великих поэм «Одиссея» и «Илиада», жили
примерно по тем же стандартам, что и все описанные выше древневосточные
общества, то в более позднее время ситуация изменилась. Последняя из
миграционных волн, приходящаяся примерно на XII в. до н.э., привела к заселению
Эллады племенами дорийцев, энергично осваивавших земли Греции. Земли эти были
не очень пригодны для интенсивного зернового земледелия, что вызвало к жизни
массовую колонизацию. Следуя финикийцам, греки активно занялись торговлей и
мореплаванием и стали одну за другой основывать колонии во фракийских и
скифских землях, в Малой Азии, Италии и других местах, преимущественно на
побережье и островах. Эпоха Великой колонизации, как ее именуют специалисты,
подготовила Грецию к архаической революции VIII — VI вв. до н.э.— революции,
имевшей уникальный в истории характер и потому принявшей облик социальной
мутации, о чем уже упоминалось.
Многому научившись у народов Востока (финикийцев, египтян, вавилонян и др.),
познакомившись с алфавитом и чеканкой монеты (монетами славилась Лидия), греки
архаической эпохи, о которой идет речь, вступили на путь энергичного
экономического, политического, социального и культурного развития, которое и
составило суть упомянутой революции. Типичные для всех ранних земледельческих
общин процессы закабаления бедняков богатыми были пресечены серией решительных
реформ, наиболее знаменитыми и важными среди которых были реформы Солона в
Афинах в 594 г. до н.э. Реформы Клисфена в тех же Афинах в конце VI в. до н.э.
ликвидировали привычные формы родовой организации и тем самым подорвали силу
родовой аристократии, заменив старые родовые связи новыми, основанными на
территориальном представительстве граждан в совете, на обязательности
поочередного исполнения общественных должностей выборными и подотчетными народу
представителями. Созданный еще Солоном суд присяжных, равно как и первые своды
законов, способствовали укреплению в греческих полисах гражданского
демократического строя, который не смогли поколебать жестоко расправлявшиеся с
политическими противниками тираны, время от времени захватывавшие власть в
отдельных полисах, включая и Афины.
Греческий архаический полис в его обновленной форме стал коллективом
равноправных граждан, чье имущество и достоинство охранялись и чьи энергия,
частная инициатива, предприимчивость, обогащение — но не за счет закабаления
сограждан!—всячески поощрялись. Можно добавить к этому, что граждане имели
право приобретать рабов вне своего полиса: их можно было сравнительно дешево
купить в колонизованных греками землях, у местных царьков и вождей в обмен на
желанные и высоко ценившиеся греческие товары — вино, оливковое масло, керамику,
ткани, изделия из металла и т.п. Граждане, как правило, были грамотны, ибо все
дети членов полиса учились в школе; граждане были физически развитыми, ибо все
они занимались спортом, тренировались и соревновались, вплоть до участия в
олимпиадах. В Спарте, знаменитом сопернике Афин, граждане были строго
организованы в военизированные отряды с достаточно четкой и даже мелоч
|
|