|
Во всяком случае глава протогосударства
часто одновременно был высшим жрецом-первосвященником. Почему?
Власть в протогосударстве, как и в общине, была выборной, ибо иных форм ее
замещения общество еще не знало. Но достигший высшей власти вождь, сполна
вкусивший сладость этой власти, пользующийся всеми благами авторитета и
привилегий, никогда не спешит с ней расстаться. Напротив, он старается ее
укрепить, добиться ее легитимизации, в чем заинтересован и коллектив:
авторитарная власть вождя ведет к укреплению интегрирующих импульсов,
призванных противостоять принципу убывающей солидарности, к ослаблению
тенденции к региональной автономии, обузданию честолюбия местных лидеров и в
конечном счете к соединению воедино всех включенных в рамки протогосударства.
На практике сказанное означает, что добившийся власти лидер стремится закрепить
эту власть за собой пожизненно, а коллектив этому способствует. Но как это
оформить?
Вот здесь-то и приходит на помощь институт сакрализации власти. Вождь
должен выступать как носитель божественной благодати, как могущественный
посредник между миром живых и сверхъестественными силами, включая и всех
умерших вождей. На службу возникающей в связи с этим более сложной
религиозно-мифологической системе привлекаются все существовавшие до того
колдуны и иные служители культа. Это не означает, что все религиозные системы
возникали лишь с целью укрепить власть вождя. Но нет сомнений в том, что
формирование ранней религиозной системы было связано именно с сакрализацией
личности и должности вождя.
Сакрализация должности вождя была важным моментом институционализации и
деперсонализации его власти, постепенного превращения его из личности в символ.
Престиж, авторитет и власть правителя стали восприниматься в коллективе как
имманентная функция власть имущего и даже более того, как своего рода
сакральное свойство вождя. Отсюда был только шаг до того, чтобы возникло
представление о высшем покровительстве сверхъестественных сил, о божественной
благодати, которая тем сильнее и больше, чем выше стоит человек на социальной
лестнице (полинезийская мана). В результате обладание сакральной благодатью
постепенно превращалось в свойство причастных к власти и их близких
родственников.
Эта кардинальная трансформация в системе взглядов, своего рода
мировоззренческая революция, сыграла огромную роль в дальнейшем развитии ранних
обществ и государств. Как упоминалось, сакрализация вождя была важным условием
институционализации его власти, легитимизации его божественного права на власть.
Власть становилась пожизненным правом, а выборы нового вождя — более редким
явлением. И хотя принцип меритократии как первое и главное условие выбора,
основной критерий отбора кандидатов еще не утратил своей силы, он должен был в
новых условиях несколько измениться. Во-первых, потому, что сложность и
многофункциональность административного бремени была теперь по плечу отнюдь не
каждому, что к ней следовало готовиться загодя, едва ли не сызмальства. Уже
одно это обычно ограничивало круг претендентов близкими к власти людьми, прежде
всего родственниками и помощниками вождя. Во-вторых, среди этих людей
обладающими наибольшей сакральной благодатью стали считаться прежде всего
близкие родственники вождя. Вопрос теперь был в том, кто именно из этих близких
родственников имел наибольший шанс.
Вначале это не было определено, и история многих протогосударств полна
описаний ожесточенного соперничества и борьбы за власть между ближайшими
родственниками покойного — его братьями, кузенами, сыновьями, племянниками, что,
естественно, сильно ослабляло структуру. Поэтому объективные потребности
стабилизации власти требовали упорядочения порядка наследования. Именно эта
объективная потребность и вызвала к жизни принцип конического клана с
неравенством линий.
До того все линии разраставшегося клана, возникавшего на базе той или иной
семейно-родовой группы, считались равноправными, причем именно это равноправие
и лежало в основе упоминавшегося принципа механической солидарности аморфных
общин даже крупной этнической общности, состоявшей из множества ветвей одних и
тех же, первоначально немногих родственных кланов. Сущность нововведения
сводилась к тому, что в многочисленном клане правителя стала четко выделяться
одна главная линия, шедшая от отца к одному из его сыновей, обычно старшему,
тогда как все остальные начали восприниматься как боковые (коллатеральные).
Главным критерием социального старшинства в иерархически организованном
коническом клане, структура которого была впервые наиболее полно описана П.
Кирхгофом, стало считаться генеалогическое удаление от основной линии: с каждым
поколением боковые линии уходили от нее все дальше, тогда как она сама,
разветвляясь, создавала все новые боковые ветви, которые опять-таки постепенно
от нее удалялись. И хотя даже после этого революционного нововведения процедура
наследования далеко не всегда и не везде стала простой (нередко сыновья с
помощью интриг боролись за благосклонность отца; играли свою роль и их матери в
гареме), она, тем не менее, теперь уже достаточно строго определяла приоритеты.
Власть вождя стала наследственной в его семье, что сыграло огромную роль в
деле стабилизации всей структуры. При этом личность вождя сделалась священной
вне зависимости от его индивидуальных качеств и способностей, недостаток
которых должен был восполняться опытом и знаниями помощников. Закрепленные же
за семьей вождя привилегии и прерогативы теперь воспринимались всем коллективом
как проявление высшего божественного статуса его персоны и безусловного его
права распоряжаться всем достоянием протогосударства или формирующегося,
структурирующегося племени, становившегося протогосударством. Вчерашний
выборный вождь превращался, таким образом, в субъекта сакрализованной власти и
высшей собственности, в священное «связующее единство» укрепляющегося
коллектива.
|
|