|
Средний и Дальний Восток», 1984; «Курс лекций по древнему Востоку: Ближний
Восток», 1985; «Курс лекций по средневековому Востоку»,1988). Кроме того,
отдельные части настоящего издания и все оно целиком рецензировались многими
специалистами, которым автор глубоко благодарен за их замечания. Здесь уместно
сказать, что в некоторых отзывах подвергались критике и определенные элементы
авторской концепции, что следует считать вполне естественным: слишком много
сложных проблем поднято и очень многие из них решаются иначе, подчас совсем не
так, как это было принято и считалось нормальным до недавнего времени.
Разумеется, авторская концепция, о которой уже упоминалось, остается именно
авторской и ни в коей мере не претендует на непогрешимость, что обычно
считалось обязательным еще совсем недавно, особенно если речь шла об учебниках
по истории. Иными словами, читателю предлагается история Востока в том разрезе,
в каком она видится автору учебника,— другие, вполне возможно, увидят ее иначе
и будут иметь естественное право опубликовать свой вариант той же истории. Это
и должно быть нормой, к которой мы пока еще не привыкли (думается, находимся на
пути к ней).
В заключение автор хотел бы выразить признательность директору ИСАА при МГУ
им. М.В. Ломоносова (в прошлом заведующему кафедрой истории Востока МГИМО) А. В.
Меликсетову, по чьей инициативе он несколько лет тому назад взялся за работу
над общим курсом по истории Востока.
Вводная часть Сущность проблематики
Глава 1 Феномен Востока: история изучения и современные проблемы
Интерес к Востоку в наши дни огромен и, видимо, будет возрастать. Интерес
этот всесторонен и всеобъемлющ: история и культура, общество и государство,
человек и религия (боги и люди), наконец, древние первоосновы великих
цивилизаций Востока — все это ныне в центре внимания как самих жителей стран
Востока, стремящихся к самопознанию и самоидентификации, к открытию
фундаментальных основ собственного бытия, так и тем более представителей иной,
западной, европейской традиции, чьи генеральные параметры столь отличны от
восточных. Такого рода всеобщий интерес далеко не случаен: конец XX в. с его
нависшими над планетой мрачно-апокалиптическими тучами побуждает многих всерьез
заинтересоваться как экзистенциальными проблемами (что пробуждает активное
внимание к мистике, а здесь бесспорный приоритет за древними культурами и
религиями Востока), так и поисками корней, первоистоков. Кроме того, многое в
современном мире вплотную связано с Востоком — достаточно напомнить о феномене
развивающихся стран с их острейшими экономическими, демографическими и
социокультурными проблемами, пути решения которых пока далеко еще не найдены.
Как и когда эти проблемы будут решены, каковы пути, ведущие к их решению,— все
это волнует и не может не волновать мир, подавляющее большинство населения
которого, все возрастающее как абсолютно, так и относительно, живет именно в
развивающихся странах, в первую очередь в странах Востока.
Что такое Восток?
Что же это такое — Восток? Вопрос не так прост, как может показаться на
первый взгляд. Речь идет не о географическом понятии — скорее об
историко-культурном, социополитическом, цивилизационном... Речь идет о
гигантской всечеловеческой цельности, пусть в чем-то весьма неоднородной и
противоречивой, но все же почти монолитно цельной в своей глубинной основе —
той самой основе, которая, собственно, и породила в свое время дихотомию Восток
— Запад. Но как возникла эта дихотомия и что в конечном счете ее породило?
Как известно, история начинается именно на Востоке. В плодородные долины и
предгорья Ближнего Востока уходят своими корнями древнейшие очаги мировой
цивилизации. Именно здесь возникали и приобретали устойчивые формы древнейшие
социальные и политические институты, совокупность которых определила очертания
наиболее ранних модификаций человеческого общества, а затем и государства.
Недаром древние римляне, цивилизация которых во многом была дочерней по
отношению к ближневосточной, с уважением говорили: «Ex Oriente lux» («Свет с
Востока»).
Ближневосточно-средиземноморские земли, узким перешейком соединяющие Африку
с Евразией, на протяжении многих сотен тысячелетий были тем естественным
мостом-перекрестком, по которому перемещались, встречаясь и смешиваясь друг с
другом, древнейшие популяции гоминид (предлюдей), архантропы и палеоантропы.
Смешение таких популяций и связанная с этим метисация резко ускорили процесс
трансформации гоминид, сыграв существенную роль в подготовке тех благоприятных
мутаций, которые привели в конечном счете к возникновению именно в этом районе
мира человека современного типа — Homo sapiens. И хотя специалисты расходятся
во мнениях по вопросу о том, была ли ближневосточная зона сапиентации
единственной, есть веские основания полагать, что именно здесь около сорока
тысячелетий назад появились первые сапиентные люди, миграция которых в
различные районы ойкумены с вытеснением из них обитавших там досапиентных
гоминид и с метисацией с этими последними послужила основой для появления в
различных районах земного шара многочисленных расовых типов.
Первые сапиентные неоантропы были в основном охотниками и собирателями и
перемещались вслед за служившими им пищей животными, зоны обитания которых
изменялись в зависимости от колебаний в климате, от вызывавшихся геологическими
катаклизмами ледниковых периодов. Наиболее благоприятной для существования
зоной при этом по-прежнему оставалась ближневосточно-средиземноморская; именно
здесь 10—12 тысячелетий назад начался переход от палеолита (древнекаменного
века) к неолиту. Суть перехода сводилась к постепенному оседанию коллективов
бродячих охотников и собирателей в обильных растительностью и дичью лесостепных
|
|