|
тилоп, изображения
птиц, людей. Неолитические наскальные изображения датируют 1У-Штыс. до н.э.
Более поздние наскальные рисунки содержат сцены охоты и жертвоприношений.
Таким образом, в наши дни есть все основания начинать историю Тибета с
палеолита. Широкое распространение памятников неолита, перехода от каменного
века к бронзовому, затем к железному (полагают, что тибетцы начали выплавлять
железо в середине I тыс. до н.э., примерно за 1300 лет до возникновения
Тибетского государства [там же, с. 244]) свидетельствует о богатой
до-письменной истории Тибета. Археологи подчеркивают автохтонное происхождение
населения Тибета, хотя не отрицают и наличия внешних контактов. Мегалиты
крайнего запада Тибета, открытые еще Дж. Туччи, сравнивают с мегалитами Европы,
культуры бронзы — с культурами бронзы современной провинции Юньнань и с
культурами «древних цянов» — культурами Ганьсу и Цинхая.
Археологические исследования Тибетского плато продолжаются. К сожалению,
далеко не все публикации, особенно местные издания, доступны.
Легенды о сотворении мира и происхождении тибетского народа
По некоторым тибетским преданиям, мир появился из яйца:
Из пяти элементов
Было создано одно большое яйцо,
Из скорлупы яйца появились белые скалы Лха,
Из внутренних вод яйца — Белое Дунгцо,
Первоначальное озеро, окружающее красный желток.
В промежуточных, разбросанных частях яйца
Риг-друг, шесть основных перемен объединились
Во всех тех, кто разумны.
Из желтка яйца получилось восемнадцать яиц.
Эти восемнадцать яиц в середине, каждое в отдельности,
Выделились как Первоначальные яйца. {14}
Пять элементов (земля, вода, огонь, дерево, металл) могли появиться под
китайским влиянием — как объяснение того, откуда взялось само Мировое яйцо. Акт
творения — это распадение яйца на три сферы: скорлупу, промежуточную и желток.
Желток ассоциируется с красным цветом и огнем. Промежуточная сфера — это белок,
Белое Первоначальное озеро (Дунгцо). Куски скорлупы — Белые скалы Лха, покрытые
ледниками горы. Белое в Первоначальном Белом озере символизировало идею
происхождения и появления людей. «Первый миф космологический, о космическом
яйце как первоначальном источнике творения, в то время как второй миф — это
отдельный миф о происхождении людей, или тибетских племен, из первоначального
яйца с 18 индивидуальными желтками» [Нааrh, 1969, р. 256-257].
В первоначальном яйце пять органов чувств
И первоначальные члены тела развились,
И появилось долгожданное и чудесное прекрасное существо
По имени Эмон Гъялпо.
«Эмон — Первоначальное и Совершенное существо, с телом, обладающим
чувствами. Это Эмон разбил скорлупу яйца, из которого были извлечены
человеческие существа. Один из потомков Эмона, Оде Гунгьял, имел супругами
четырех богинь — Лхамо, Ньянмо, Мумо и Лу. Три первые родили ему по девять
сыновей. Последняя — Лу, божество подземного мира, родила восемь сыновей, от
которых и произошли тибетцы и их шесть основных племен» [ibid., р. 259].
По другой версии, отражающей традицию верований бон, из инертных
элементов сами собой образовались два яйца, белое и черное. Из белого яйца
произошел добрый отец, из черного яйца — злой. Первый жил в свете, второй — во
тьме, от первого произошло добро, от второго — зло, смерть и злые демоны.
Первый учил, как преодолевать зло, исходившее от второго [Тucci, 1955, р.
201-202]. По версии, уже навеянной буддизмом, «среди трех тысяч частей этого
мира появилась пена, производимая ветром над великим океаном... некий Одсэлгьи
Лха (Божество Ясного Света) умер и был рожден там, как люди. Они были по
природе Одсэл (ясный свет) и жили на небе, питались пищей радости и счастья и
достигали неизмеримой продолжительности жизни» [Нааrt, 1969, р. 266-267].
По другой легенде, которая объясняет происхождение не мира, а только
тибетского народа, тибетцы происходят от обезьяны {15} и божества подземного
мира и вод Лу. Эта легенда известна в ее поздней буддийской обработке:
«Когда-то давно, в то необычайное время, когда был Тибет и не было тибетцев,
божественные бодхисаттвы Манджушри, Авалокитешвара и Ваджрапани сошлись вместе,
чтобы выяснить, как продвигается великое дело спасения от страданий всех живых
существ. Манджушри вспомнил о пустынной стране к северу от Гималаев, которую
следовало бы заселить людьми и сделать в будущем главным оплотом великого
учения Шакья-муни. Но где взять людей? Жители родины Шакьямуни не смогут жить в
стране высоких, суровых гор и глубоких долин. И сказал Манджушри: „В Тибете нет
людей, но есть демоны мужского и женского рода. От демонов рождаются только
демоны. Если кто-то из нас станет обезьяной-самцом и будет жить с горной
ведьмой, то это положит начало заселению Тибета". И вот милосердный и
сострадательный Авалокитешвара, который был покровителем пустынной и
незаселенной людьми Страны снегов, стал обезьяной-самцом по имени Даг Ринпо
(Мужчина — Чудовище ущелья) и начал жить с горной ведьмой, которую звали Даг
Ринмо (Женщина — Чудовище ущелья), у них было три сына и три дочери, от которых
и произошли жители Тиб
|
|