|
сти, никем неоспариваемой. Этот
выдающийся человек был не только знаменитый полководец, но и величайший муж,
которого произвела Япония. В стране, опустошенной продолжавшимися целые
столетия гражданскими войнами и вечно угрожаемой восстаниями сильных феодалов,
он сумел своею умною политикою восстановить спокойствие и порядок и создать
сильную центральную власть, под покровом которой нерушимо продолжалось
экономическое и духовное развитие народа. Эта счастливое положение продолжалось
более 21/2 столетий; лишь в 1868 г. был уничтожен шогунат Тогукава, когда в
управление вступил нынешний император.
10. Три великих шогуна Токугава. Искоренение Христианства, годы 1600—1651
Политика управления Джеязу и его преемников была главным образом направлена
к тому, чтобы сломить могущество феодалов, так называемых даймио, и держать их
в постоянной зависимости, равным же образом при всяком внешнем почтении к
царствовавшему Тенши воспрепятствовать ему оказывать влияние на государственные
дела.
Вместе с тем он стремился путем возможного изолирования страны избежать
военных столкновений с заграницей. Народ пользовался в первые десятилетия этого
периода мудрым и доброжелательным управлением, которое стремилось увеличить
благосостояние страны и поощряло науки и искусства.
Когда Хидеиоши победил Ходжо, на долю Токугавы Джеязу выпали
северо-восточные провинции, так называемое Кванто. Он избрал резиденцией Иедо
нынешний Токио, который был снабжен сильными укреплениями и, как резиденция
правительства, получил громадное значение. Первою заботою Джеязу было
вознаграждение н наказание даймио, принимавших участие в гражданской войне. Это
было произведено с большой тщательностью и с точной оценкой заслуг каждого.
Дружественные дворяне и собственные вассалы получили соответственные участки
земли, подозрительные же даймио должны были допустить своего рода надзор над
собою, выразившийся в том, что искренне преданные приверженцы шогуна сделались
их соседями. Распоряжения Джеязу, которые его преемниками были расширены,
требовали, чтобы семьи даймиосов имели свое местожительство в Иедо, а сами
даймио должны были вначале раз в году, а затем несколько раз в году приезжать с
точно определенной свитой в Иедо, чтобы попеременно жить здесь и в своих
владениях. Кроме того, они были принуждены производить на собственные средства
общеполезные постройки, отчего их богатства уменьшались. Для надзора за двором
назначался преданный вассал, как военный комендант Киото.
Хотя вследствие этих умных мероприятий власть дома Токугава становилась все
прочней, тем не менее партия молодого Хидеиори, окруженного честолюбивыми
интриганами в виде советников, представляла собою возраставшую опасность. В
укрепленной Осаке недовольные собрались для восстания. В 1614 году город был
взять Джеязу, который воcставшим протянул руку примирения. Однако уже в
следующем году восстание возобновилось. Осака была вторично обложена, после
храброго сопротивления взята и укрепления разрушены. Хидеиори умертвил себя сам
и тем освободил шогуна от его последней заботы.
Это была благоприятная случайность для дома Токугава, что оба преемника
Джеязу, его сын Хидетада и его внук Джемитсу, не уступали ему в разумности и
деловитости. Последний прославляется как великий энергичный правитель; он был
шогуном 28 лет, до 1651 года.
К описанному времени относятся преследование и совершенное искоренение
христианства. С величайшим негодованием указывали на эти факты и выставляли их
как доказательство варварского характера японцев. В действительности же японец
вовсе не склонен к религиозному фанатизму, наоборот, как об этом
свидетельствует его история, он безусловно терпимо относится к разнообразнейшим
встречающимся в его стране религиям и многочисленным сектам. К несчастью,
христианская миссия задалась крайне подозрительными стремлениями, которые
подвергали опасности существование национального государства настолько, что
христиане должны были показаться вредной сектой, стремившейся к восстанию и
измене родине. Если жестокость и неумолимость преследований следует осуждать,
то нельзя забывать, что в ту же эпоху и в европейских странах все диссиденты
преследовались тюрьмою и смертью и что в том же столетии вследствие варварски
веденных кровавых войн Германия была превращена в пустыню.
В Японии до конца 16 столетия христианство могло распространяться
беспрепятственно. За португальскими иезуитами последовали, как миссионеры,
испанские францисканцы. Главное место распространения нового учения находилось
на острове Киусиу, где к нему присоединилось большинство даймио и населения;
отсюда это учение распространялось все далее в северных провинциях. Ода
Набунага благоприятствовал христианам и разрешил им выстроить церковь в Киото.
Казалось, что было лишь вопросом времени, когда вся Япония будет принадлежать
христианству. Его собственные приверженцы виноваты в том, что этого не
случилось и что новое учение подверглось полной гибели. Христианские общины
обосабливались от прочего населения, по отношению к которому они обнаруживали
пренебрежение и враждебность. Начались раздоры и смуты. Все увеличивавшееся
духовенство поддерживало связь со своими метрополиями на дальнем западе, и было
естественно, что обращенные японцы, в представлении о могущественных
христианских государствах Европы и в надежде на их помощь, чувствовали себя
ободренными распространять новое учение добром и злом в своей стране.
Самосознание христианских даймио на Киусиу было настолько велико, что в 1584
году по приглашению духовного представителя Валиньяна, пренебрегая правами
императорского правительства, они отправили посольство ко дворам в Лиссабон и
Мадрид и к папе в Рим. Члены этого посольства были везде приняты с почестями,
по после своего шестилетнего отсутствия нашли в своем отечестве обстоятельства
чрезвычайно изменившимися.
Тоиотоми Хидеиоши в своих войнах за объединение страны нашел самое стойкое
п
|
|