Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Японии :: X. ВАНДЕНБЕРГ - ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЯПОНИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 19
 <<-
 
я Японии имела долголетняя связь с Кореей, вследствие непрерывного 
проникновения китайской культуры и, главным образом, буддизма. 
    Древнейшей религией японцев является шинтоизм; в нем коренится основание их 
семейной жизни и могущество рода властителей. Предкам Тенно, происходящим от 
богов, воздавались божественные почести в богато украшенных храмах, но и живой 
государь почитался, как бог. В каждом семействе был устроен домашний алтарь 
духам умерших родственников, их память почиталась всячески, в особенности таких 
умерших, которые при жизни совершили достойное почитания деяние и смертью за 
отечество преподали хороший пример живущим. Еще и ныне духи умерших при 
ежегодном праздновании их памяти посещают своих родственников и торжественно 
встречаются празднично одетыми членами семьи. На украшенном алтаре зажигается 
благовонное дерево, чтобы почтить дорогих умерших. На прощание устраиваются 
большие фейерверки, и все дома освещаются фонарями. 
    Шинтоистская религия не знает религиозного или нравственного учения, 
шинтоистский жрец должен лишь совершать жертвоприношение в храмах, но 
несомненно, что эта религия, благодаря культу семьи и почитанию великих умерших,
 могла оказывать только благотворное влияние на нравственные воззрения народа. 
    Укрепление и углубление эта народная вера получила вследствие учения 
китайского мудреца Конфуция, которое в первых столетиях нашего летосчисления 
распространилось по Китаю, где оно и сейчас считается правоверной 
государственной религией, и через Корею достигло Японии. Это учение не знает 
никаких сверхчувственных религиозных представлений и ограничивается, главным 
образом, нравственным учением, которое, исходя из чисто социальных воззрений, 
рассматривает человека только как члена государства и семьи. Соответственно 
этому главными его обязанностями являются почитание, послушание и верность по 
отношению к государю страны, к господину, к родителям, учителям. Выше стоящие и 
старшие должны, при несомненном их авторитете и власти, руководствоваться 
человечностью и справедливостью, и располагать своих подчиненных к добродетели 
путем хорошего примера. Каждый должен с прилежанием относиться к работе, 
которая представляется благословением как для общего блага, так и для отдельной 
личности. Подобными заповедями нравственное учение Конфуция, хотя и достаточно 
сухое и поверхностное с нашей точки зрения, было в состоянии воспитать народ в 
священном почитании семьи и послушании к государю. Как учение о безусловном 
авторитете, оно, естественно, поддерживалось господствующими классами. 
    Этому учению едва ли можно придумать большую противоположность, чем учение 
индийского королевского сына в рубище, Будды Сакиамуни. На своей родине это 
учение погибло в браминизме, но в течение трех последних столетий до Р. Хр. 
началось его победоносное распространение на север и восток по азиатским 
странам и нашло через Корею в шестом столетии нашего летосчисления доступ в 
Японию. Буддизм не касается социального положения человека в государстве и 
семье, он не знает князей и граждан, господ и слуг. Человек должен быть 
освобожден от страданий своего существования и возрождений отвращением его от 
кажущихся благ мира, освобождением от страстей, направленных на мирские блага, 
и совершенным отрицанием стремления к жизни, чтобы в конце концов, совершенно 
очистившись от греха, найти спасение в нирване. Путем к этой цели служит 
добродетельная жизнь и стремление к все более высокому познанию. Возвышенное 
нравственное учение буддизма требует самоотверженной любви к ближним, которая 
распространяется и на животных, примирительности и терпения, сдерживания 
страстей и похотей и чистой добродетельной жизни. 
    Учение Будды, который, вероятно, умер в 480 г. до Р. Хр., распространялось 
путем устной передачи и было изложено письменно в буддистских сочинениях лишь в 
третьем столетии до Р. Хр. Но при неясном смысле во многих случаях переданных 
слов и естественном стремлении приспособить это учение к более старым 
религиозным преданиям народа, появление различных школ и сект было неизбежно. В 
особенности разделились в Индии приверженцы так называемого «Малого и Большого 
корабля», причем первые считали достаточными добродетельную жизнь и размышления 
о причинах существования, а вторые придавали большее значение созерцанию и 
принимали, что последнее порождает известные сверхъестественные силы. В более 
позднее время появился мистицизм, называемый по-санскритски «колесом времени», 
по учению которого и добродетель и созерцание оказывались недостаточными, если 
существа, одаренные сверхъестественной силой, не оказывали своей помощи путем 
поучений и удержания злых демонов, которой можно было достичь молитвами, 
жертвоприношениями и обрядами. Этим создался переход к более низким религиозным 
формам и к господству суеверного духовенства. 
    Несомненно, что буддийское учение в своем чисто индивидуалистическом 
направлении, в своих призывах к более пассивному, чем деятельному практикованию 
добродетели, в призывах к тихому, уединённому созерцанию, не могло иметь 
социального значения и не могло сообщить народу ни политического смысла, ни 
государствообразовательной силы. Поэтому буддизм в своем первоначальном виде ни 
в одной стране не был провозглашен государственной религией, чему в немалой 
степени также способствовало его распадение на многочисленные секты, которые 
отчасти перешли через непродолжительный промежуток времени в грубое суеверие. И 
в Японии принятие буддизма владетельной семьей в существенной мере 
способствовало тому, что императорская власть превратилась в тень. 
    Введение буддизма в Японии произошло в резком противоречии возвышенных 
учений основателя этой религии с продолжавшимися в течение десятилетий 
озлобленными войнами, которые оканчивались убийствами, пожарами и восстаниями. 
Рассказывают, что в средине шестого столетия пересылка японскому двору одним 
корейским королем статуи Будды и священных буддийских книг дала повод к 
возникновению смут. Честолюбивый канцлер Сога Имане, поддерживаемый ученым 
принцем Умаядо, преданным буддизму, принудил к принятию буддизма колебавшегося 
Тен
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 19
 <<-