|
е позволить далеко не все,
но все же подобные капризы имели место в средневековых дворцах.
Распространение литературы, желание придворных прослыть образованными
людьми, умеющими сочинять танка или вести прекрасные дневники, — все это
способствовало усовершенствованию процесса изготовления бумаги, производство
которой начато было еще в период Асука. В период Хэйан это ремесло стало
истинным искусством: бумагу делали цветной, украшали тиснением, рисунками и
золотым или серебряным напылением. Разнообразие сортов бумаги позволяло даже
подобрать нужный вариант для того или иного каллиграфического произведения,
чтобы более полно выразить нужную идею.
Периоды Камакура, Муромати, Токугава (13–19 века)
Соперничество между двумя самурайскими кланами — Тайра и Минамото — в
конце концов привело к решающему сражению при Данноура. В итоге этого сражения
в 1185 году к власти пришла группировка Минамото. Глава рода присвоил себе
звание главнокомандующего (сегуна), а в 1192 году провозгласил независимость
своих владений от власти императора. Этот период получил в истории название
Камакурского сё-гуната по имени города Камакура, где находилась резиденция
нового правительства. Первоначально Минамото рассчитывали на всю полноту власти,
но постепенно их роль свелась к осуществлению полицейского надзора над
территориями. Этому есть одна очень важная причина: Камакурский сёгунат
располагался в менее развитых восточных провинциях и не имел никаких шансов
одолеть более развитые западные районы, где и находился оплот власти императора
— Киото. Позднее это же обстоятельство обусловит и падение режима Камакура.
Угроза монгольского нашествия
Значимым событием XIII века, еще более усугубившим внутриполитический
кризис, стала угроза монгольского нашествия. Хубилай-хан, возглавлявший в то
время монгольские войска, прислал посольство с требованием добровольно
подчиниться монголам. Японское правительство проигнорировало это заявление,
тогда в 1274 году к японским берегам подошел многочисленный монгольский флот.
Эту попытку захвата, как и последующую — в 1281 году — предотвратил внезапно
налетевший тайфун. Именно после этих событий появилось слово «камикадзэ»,
которое буквально означает «божественный ветер», а в годы Второй мировой войны
стало употребляться для обозначения японских летчиков — грозы войск противников.
Монгольские способы ведения войны были восприняты японскими командующими, что
способствовало усилению самурайства. Когда исчезла угроза внешнего вторжения, в
стране возобновились междоусобные распри. Влиятельный юго-западный феодал
Асикага Такаудзи в мае 1333 года захватил Киото и положил конец и без того еле
теплившейся власти императорского дома. В это же время один из противников
камакурского сёгуната Нитта Ёсисада почти поголовно истребил всю семью,
правившую в Камакура. Начался новый этап борьбы за власть: соперничество кланов
Асикага и Нитта.
Культура, религия
Религиозные учения периода Камакура продолжали осваивать уже начатые пути
создания синкретических синто-буддистских школ. Чудесное избавление Японии от
монгольского завоевания внесло свою лепту в развитие религиозных представлений.
Позиции синтоизма укрепились, поэтому синкретические учения состояли из двух
равновеликих частей. Существовало два пути доказательства правоты позиции той
или иной школы: подделка первоисточников в угоду собственным представлениям
либо игра со значением слов, в результате которой открывался новый смысл того
или иного истинно японского названия или понятия, что позволяло связать его с
буддистскими канонами. Так, школа Тэндай пошла по второму пути. Располагаясь на
горе, где главным был бог Ооямакуй, переименованный в Санно еще основателем
школы Сайте, монастырь стал оплотом толкований имени этого божества.
Излюбленной идеей этой школы была идея триединства, что определило
специфические практики медитации этой школы: медитирующий должен стараться
увидеть три аспекта истины, что даст ему видение Вселенной во всей ее полноте.
Так вот, в поисках оправдания своего учения монахи этой общины заметили, что
иероглифы, служащий для написания имени божества Санно, состоят из четырех
частей: один — из трех вертикальных и одной горизонтальной, а второй — из трех
горизонтальных и одной вертикальной. Таким образом, в каждом из них одна из
черт как бы объединяет три других, что как нельзя лучше иллюстрирует основный
тезис учения школы Тэндай. Эта позиция подкреплялась легендой, приведенной в
житии Сайте, составленном именно в этот период. Согласно ей Сайте во время
медитации увидел однажды три ипостаси божества Санно, каждая из которых обещала
поддержку школе. Так была установлена троичная природа божества,
покровительствующего школе Тэндай. Кроме подобных штудий монахи Тэндай широко
применяли и даосские каноны. В итоге было признано, что у Горного Владыки не
три, а целых семь ипостасей: по числу звезд созвездия Большой Медведицы, весьма
значимой в даосизме. Как ни странно, но подобные изыскания были действенны и
способствовали привлечению новых адептов этого религиозного течения.
Что же касается Рёбусинто, то его постигла иная судьба. Эзотеризм в нем
был развит гораздо сильнее, а потому представители этой школы отказались от
попытки найти доказательство своей позиции в мире слов и обратили взор к другим
способам выражения. Именно в их школе необычайно популярны были мандалы —
символические изображения Вселенной. Наибольшим почитанием пользовались две
мандалы: Рождение из Сокровищницы Лона Великого Сострадания и мандала Алмазного
Мира. Одна символизировала женское, пассивное начало мира, другая — мужское,
активное. Воплощением этого деления мира на земле был признан храм Ама-тэрасу в
Исэ, в комплекс которого входило два святилища: один — внутренний — главный
храм Аматэрасу, а второй — внешний — храм ее божественной спутницы Тоёукэ. Так
вот, было утверждено, что богиня Тоёукэ, о
|
|