|
звуке
те, которые занимали пространство к югу от скинии. Затем уже снималась и самая
скиния, которую везли таким образом, что она помещалась между двенадцатью
коленами; из них шесть предшествовало ей, шесть замыкало шествие, все же левиты
окружали святыню. При третьем трубном звуке выступали жители западной стороны,
а четвертый служил сигналом к выступлению для тех, которые занимали северную
сторону лагеря. Этими же трубами пользовались также по субботам и другим дням
для созыва народа к жертвоприношениям. Тогда же Моисей впервые после
выступления народа из Египта принес в пустыне и так называемую пасхальную
жертву345.
Глава тринадцатая346
Спустя некоторое время евреи двинулись станом от горы Синайской и,
миновав несколько стоянок, о которых у нас речь будет впереди, прибыли в
местность по имени Есермоф347. Тут народ вновь начал волноваться и обвинять
Моисея во всех испытанных со времени выхода из Египта бедствиях, так как он
ведь посоветовал покинуть плодородную страну и привел их в гибельную пустыню,
тогда как, однако, раньше обещал им благодатную местность; вместо всего этого
они странствуют теперь без цели в таком бедственном положении и чувствуют
крайний недостаток в воде, и если у них вдобавок выйдет еще и манна, то они
окончательно погибнут. И вот, когда толпа в исступлении своем разражалась
такими угрозами против Моисея, ктото начал убеждать их не забывать о трудах
последнего на общую пользу и не упускать из внимания помощи, которую оказывал
народу сам Господь Бог. Но толпа в ответ на это лишь еще больше заволновалась,
подняла еще более сильный шум и еще серьезнее стала угрожать Моисею. Тогда
Моисей, видя их в таком отчаянии, начал урезонивать их и, несмотря на всю
гнусность их поведения, всетаки обещал им доставить в изобилии мяса, и притом
не на один день, а на более продолжительное время. Когда они на это выразили
ему свое полное недоверие и ктото спросил, откуда он думает достать мяса для
стольких тысяч людей, Моисей ответил: «Господь Бог и я, несмотря на то что
слышим от вас такие безобразные речи, не перестаем заботиться о вас, в чем вы
сможете сейчас убедиться». Не успел он сказать это, как весь стан наполнился
перепелками, и евреи тотчас принялись за сбор их. Господь Бог, однако, немного
спустя наказал евреев за их дерзкие хулы и поношения, потому что немалое число
их вскоре умерло. Еще и поныне та местность называется Каврофавою, то есть
«воспоминанием о прихоти»348.
Глава четырнадцатая349
1. Отсюда Моисей повел евреев в местность, именующуюся Фаранкс350,
которая находилась вблизи границ хананейских и представляла для заселения
большие затруднения. Тут он созвал народ в собрание и обратился к нему со
следующими словами: «Из тех двух благ, которые Господь Бог решил даровать нам,
а именно свободы и владения плодородною страною, вы, благодаря Ему, первым уже
пользуетесь, а второе вскоре получите. Дело в том, что мы находимся в
непосредственной близости к границам хананейских племен, и не только ни царь,
ни город, но даже и весь их народ в совокупности не сможет оказать нам
сопротивление, когда мы пожелаем занять эту страну. Итак, приготовимся к этому
делу, потому что туземцы без боя не уступят нам своей страны и нам придется
завоевать ее целым рядом трудных битв. Поэтому вышлем разведчиков, которые
разузнали бы о степени плодородия этой страны и познакомились бы с военными
силами жителей ее. Но прежде всего, да будем единодушны в почитании Господа
Бога, Который во всем является вашим покровителем и союзником».
2. На эти слова Моисея народ ответил сочувственными кликами, в которых
выражалось все его почтение к вождю, и выбрал двенадцать разведчиков из числа
самых почтенных лиц, из каждого колена по одному. Эти разведчики прошли по всей
Хананее от границы ее вблизи Египта и до города Амафы351 и Ливана и затем
вернулись назад, хорошенько ознакомившись в продолжение тех сорока дней,
которые они употребили на это дело, как с характером страны, так и с местным
населением. Великолепием последних и рассказом об изобилии тех благ, которыми
отличается эта страна, разведчики возбудили в народе военный пыл, с другой же
стороны, они напугали евреев трудностью завладеть ею, указав на то, что там
имеются реки, через которые переправа, вследствие их ширины и глубины, крайне
затруднительна, если не невозможна, что придется переходить через неприступные
горы и брать города, огражденные не только стенами, но и сильнейшими
укреплениями. В Хеброне они даже встретили потомков необычайных исполинов.
Одним словом, поскольку сами разведчики, увидевшие на пути своем в Хананее
большие затруднения, чем все препятствия, которые пришлось преодолеть евреям со
времени выхода их из Египта, чувствовали трепет, постольку же они старались
напугать своими рассказами и народ.
3. Последний, действительно, услышав все это, стал считать завоевание
такой страны невозможным. Поэтому, разойдясь по домам, евреи начали с женами и
детьми оплакивать свою горькую судьбину и жаловаться, что Господь Бог тешит их
только словесными обещаниями, а на самом деле не оказывает им никакой поддержки.
И вновь они стали громко обвинять во всем Моисея и брата его, первосвященника
Аарона. Таким образом, они провели ночь в гнусных поношениях этих двух мужей, а
на следующее утро, рано, опять собрались на сходку, имея в виду побить камнями
Моисея и Аарона и затем вернуться назад в Египет.
4. Тогда двое из разведчиков, Иисус, сын Навина, из колена Ефремова, и
Халев из колена Иудова, в смятении вошли в толпу и стали успокаивать народ,
убеждая его не отчаиваться, не обвинять Предвечного в нарушении данного
обещания и, главным образом, не верить словам тех, которые пугают их своими
рассказами о Хананее; напротив, им следует довериться тем, которые доставят им
полное благополучие и владение такими благами. Если они будут мужественны, то
и
|
|