|
невно по два быка и по пяти баранов с годовалыми ягнятами и козлами.
Такие жертвы приносили они в продолжение двенадцати дней, ежедневно по
одной. Моисей же более не подымался на гору Синайскую, но получал в скинии от
Господа Бога наставления относительно образа жизни народа и составления для
него законов. Так как последние были гораздо лучше человеческих постановлений,
то этот дар Божий свято почитался в течение веков, так что евреи не нарушали ни
одного из этих законов, ни в мирное время, когда они пользовались изобилием
всех благ земных, ни во время войны, когда были в стесненном положении. Но имея
в виду составить об этих законах отдельное сочинение, я здесь не буду более
распространяться об этом322.
Глава девятая
1. Заговорив о жертвах, я здесь упомяну о некоторых постановлениях,
касающихся ритуала очищения и жертвоприношений. Существует два рода последних,
и смотря по тому, приносятся ли они от лица частного человека или от лица всего
народа, и характер их двоякий: в одном случае вся жертва сжигается целиком,
отчего она и получает название жертвы всесожжения; в другом жертвенное животное
съедается во время пира, и жертва тогда называется благодарственною. Итак, я
поговорю о первом роде жертвоприношений.
Если частное лицо хочет принести жертву всесожжения, то оно закалает быка,
барана и козла; последние должны быть годовалыми, быки же могут быть и старше.
Все, предназначающееся в жертву всесожжения, должно быть мужского пола. По
заклании жертвенных животных священнослужители окропляют их кровью алтарь со
всех сторон, затем сдирают шкуры и рассекают туши на части, чтобы посыпать их
солью, возложить на алтарь, на котором уже имеются горящие дрова. Ноги
жертвенных животных и внутренности их подвергаются затем тщательной очистке и
возлагаются к остальным частям на алтарь, шкуры же поступают в пользу
священнослужителей. Такимто образом приносили жертвы всесожжения.
2. Кто же собирается принести благодарственную жертву, тот закапает таких
же точно животных, как и при жертве всесожжения, и могут быть как самцы, так и
самки. После заклания животных кровью их окропляется алтарь, на который
возлагаются: почки, перепонка печени, жировые части и самая печень, а также
хвост барана. Грудь и правое бедро предоставляются священнослужителям,
остальное же мясо идет в еду в продолжение двух дней. Все же, что бы ни
осталось еще по истечении того срока, предается сожжению.
3. Жертвы бывают также грехоочистительными, и ритуал их схож с обрядом
при благодарственных жертвоприношениях. Те, кто не имеет средств приносить
такие дорогостоящие жертвы, являются с двумя горлицами или молодыми голубями,
из которых одного сжигают в честь Господа Бога, а другого оставляют в пищу
священнослужителям. О приношении этих птиц мы, впрочем, подробнее будем
говорить в сочинении о жертвоприношениях323. Кто по неведению впал в грех,
жертвует барана и овцу, однолеток; кровью этих животных священнослужитель
окропляет алтарь, впрочем, не весь, как то практиковалось при вышеуказанных
жертвоприношениях, но лишь выступы по краям его; почки и остальные жирные части
вместе с печенью возлагаются на алтарь. Шкуры и мясо священнослужители
оставляют себе, и мясо это они должны еще в тот же самый день употребить в пищу
в храме; закон не дозволяет оставлять его до следующего дня. Если же ктонибудь
согрешил сознательно и нет никого, кто изобличил бы его в этом, то он, по
предписанию закона, должен принести в жертву барана, мясо которого также в тот
же самый день должно идти в пищу священнослужителям в храме. Если старшины
совершат прегрешение, то и они приносят таким же образом жертвы, как и частные
лица, с тою лишь разницею, что приводят быка и козла324.
4. Закон также предписывает присоединять к жертвенным животным, как при
жертвоприношениях от частных лиц, так и при общественных, известное количество
самой чистой муки; а именно: при овце прилагается одна мера, носящая название
ассарона, при баране – две, при быке – три меры. Эта мука для возложения на
алтарь смешивается с оливковым маслом, которое должно быть представляемо при
жертвенных животных, при быке – полгина, при баране – треть его, при овце –
четверть гина. Гин же представляет из себя древнееврейскую меру, которая
соответствует двум аттическим хоям. Также и вина приносят одинаковое с
оливковым маслом количество, и вино это разливается вокруг алтаря. Если же кто
приносит не в жертву, но по обету пшеничную муку, то он сначала возлагает на
алтарь горсть ее; остальную муку берут для своего употребления
священнослужители, причем либо поджаривают ее, смешав с оливковым маслом, либо
выпекают из нее хлебы. Но все то, что возложил священнослужитель на алтарь,
непременно предается сожжению целиком. Закон запрещает закалать в один и тот же
день детеныша вместе с маткою и вообще не позволяет приносить в жертву
новорожденное раньше истечения восьмидневного срока после появления его на свет.
Существуют также жертвоприношения за избавление от болезни или по другим
причинам, причем вместе с жертвенными животными в число подношений входят также
сладкие лепешки. Закон и тут не разрешает, раз священнослужители получают в
свою пользу часть приношений, оставлять чтолибо до следующего дня325.
Глава десятая
1. Закон также повелевает приносить в жертву ежедневно, утром и вечером,
на общественный счет годовалого барана; на седьмой же день, именующийся
субботним, закалается, по тому же ритуалу, пара их. Кроме этих ежедневных
жертвоприношений, в новолуние закалают еще двух быков, семь годовалых овец и
барана, да вдобавок в виде грехоочистительной жертвы еще барана, на случай если
ктонибудь согрешил бессознательно326.
2. В седьмом месяце, носящем у македонян имя гиперберетея, к указанным
жертвоприношениям присоединяют еще быка, барана, семь овец и козла для
отпущения
|
|