|
р такого
рода гибели, фараон египетский отчасти пришел в сознание, был принужден внять
голосу благоразумия и разрешил самим евреям исход, но вместе с тем, лишь только
бедствие прекратилось, потребовать от них оставления жен и детей в качестве
заложников. Но этим он возбудил против себя гнев Предвечного в еще большей
степени, так как рассчитывал обмануть Провидение, как будто не Оно, а Моисей
наказывал египтян за евреев. Поэтому страну наводнило множество различных
раньше никем не виданных животных, от которых гибла масса народа и которые не
давали земледельцам возможности обрабатывать поля, остававшиеся, таким образом,
невозделанными. Если же кто и избегал смерти от них и оставался в живых, то
погибал вскоре за тем от болезни.
4. А так как фараон всетаки не хотел подчиниться желанию Господа Бога,
но, разрешая женщинам уйти вместе с мужьями, требовал оставления в стране детей,
то Предвечный не переставал наказывать его за его гнусность многоразличными
новыми и более тяжелыми, чем раньше, бедствиями. Так, например, тела египтян
покрылись страшными гнойными язвами, которые разрушали все внутренности; от
этого погибло большое множество народа. Но так как и от этого бича фараон не
образумился, то пошел такой крупный град, какого раньше никогда не было в
Египте и какого не бывает в других местностях даже зимою; он был гораздо
крупнее того, какой замечается в северных странах даже самой холодной зимой250,
так что он побил все плоды их. Затем на оставшиеся нетронутыми градом посевы
набросилась саранча, и последние надежды египтян на какой бы то ни было урожай
рушились.
5. Конечно, всякому другому, который помимо злобы не отличался бы также и
безрассудством, указанных бедствий было бы вполне достаточно, чтобы прийти в
себя и окончательно понять сущность положения вещей. Между тем фараон не
столько от невежества, сколько из природной гнусности добровольно отказывался
от лучшей участи и сам вредил себе; хотя он понимал причину этих бедствий, он
тем не менее противился Господу Богу. Правда, он позволил Моисею вывести из
страны евреев с женами и детьми, но вместе с тем приказал ему оставить свое
имущество [в пользу египтян], так как имущество последних погибло [во время
описанных бедствий]. Когда же Моисей стал указывать на всю несправедливость
этого требования (тем более, что имущество было евреям необходимо хотя бы
только для того, чтобы из него совершать жертвоприношения Господу Богу) и за
переговорами об этом терялось понапрасну время, египтяне были внезапно окутаны
плотной непроницаемой мглою, так что они перестали видеть чтолибо, а также,
будучи стеснены, вследствие густоты воздуха, в своем дыхании, должны были
беспомощно умирать или постоянно бояться задохнуться от такого густого тумана.
Когда наконец, по прошествии трех дней и стольких же ночей, мгла рассеялась, но
фараон все еще не изменил своего решения относительно выхода евреев, Моисей
явился к нему и сказал: «Доколе будешь ты противиться воле Господней?
Предвечный ведь повелевает тебе отпустить евреев. Иначе вам (египтянам), если
вы не послушаетесь Его, не избавиться от этих бедствий». В ярости от этих слов
Моисея царь пригрозил ему отсечением головы, если он осмелится заявиться к нему
еще раз с подобными назойливыми приставаниями. На это Моисей ответил, что он
более уже не будет попусту терять на этот счет слова, но что со временем сам
фараон с главнейшими египетскими сановниками попросит евреев покинуть страну.
6. С этими словами он ушел от царя. Предвечный же, решив еще одним
бедствием принудить египтян отпустить евреев, повелел Моисею заявить народу,
чтобы он держал наготове жертвоприношения, приготовлялся с десятого до
четырнадцатого дня месяца ксанфика, который у египтян носит название фармуфи, у
евреев нисан, а у македонян называется ксанфиком, а затем выступал в поход,
захватив с собою все необходимое. Моисей поэтому приготовил евреев к
выступлению, распределил их по коленам и держал их вместе. Когда же наступило
четырнадцатое число, то все, приготовясь к выступлению, совершили
жертвоприношение, с помощью метелки окропили кровью жертвенных животных дома
свои, употребив для нее виссон, совершили жертвенную трапезу и сожгли остатки
мяса, как будто собирались немедленно выступить в путь. Отсюда до сих пор еще у
нас сохранился обычай жертвоприношения, который, как и связанный с ним праздник,
мы называем Пасхою251, что значит «переход», потому что в тот вечер Господь
Бог поразил египтян болезнью, но прошел мимо евреев и пощадил их. В ту ночь
напала на все перворожденное у египтян чума, так что многие, жившие вблизи
царского дворца, собрались к фараону и стали требовать от него, чтобы он
отпустил евреев. И действительно, призвав Моисея, царь приказал ему вывести
евреев из страны, так как предполагал, что если они уйдут, то и бедствия Египта
прекратятся. Население сделало евреям даже подарки отчасти для того, чтобы тем
ускорить исход их252, отчасти же также на память о взаимных добрых соседских
отношениях253.
Глава пятнадцатая
1. Таким образом евреи вышли из Египта, причем египтяне плакали и
сожалели, что обходились дурно с ними. Они направили путь свой через
Летополь254, местность в то время пустынную, но где впоследствии, при нашествии
на Египет Камбиза, был основан город Вавилон255. Так как они подвигались вперед
быстро, то уже на третий день достигли Вельсефонта на Чермном море256. Но в
этой пустынной стране, по которой они теперь проходили, им не удалось найти
никаких съестных припасов, и они должны были поэтому удовольствоваться хлебом,
наскоро приготовляемым из муки и воды и лишь немного пропеченным. Этой пищей
они питались тридцать дней, потому что на более продолжительное время им не
хватало взятых из Египта припасов; притом им приходилось в выс
|
|