|
ться вместе с ним в Египет (боясь, как бы он после
смерти отца не вздумал наказать их за их прежние козни против него, так как
теперь уже более не было в живых человека, ради которого он мог бы обходиться с
ними милосердно), Иосиф стал убеждать их совершенно оставить всякие опасения и
не относиться к нему с подозрением. Приведя их с собою назад, он подарил им
большие владения и не переставал всяческим образом выказывать им свое
расположение.
2. Затем умер и Иосиф, прожив сто десять лет на свете, соискав себе общее
удивление за свою добродетель, отнесясь ко всему мудро и сумев с пользой
употребить свою власть. Эти данные были также причиной столь великого его среди
египтян успеха, несмотря на то что он прибыл из другой страны и к тому же в
таком печальном положении, о котором мы упомянули уже выше. Умерли затем и
братья его, счастливо прожив в Египте. Тела всех их спустя некоторое время
потомки и дети их отвезли и похоронили в Хеброне, тогда как прах Иосифа был
перевезен в Хананею позже, именно когда евреи вышли из Египта: такое клятвенное
обещание было дано ими Иосифу218. Что затем произошло со всеми этими потомками
и с какими трудностями они овладели Хананеею, это я расскажу позже, после того
как упомяну о причине, по которой они покинули Египет219.
Глава девятая
1. Так как египтяне были изнежены и недобросовестны в работах, особенно
же преданы удовольствиям и легкой наживе, то в результате получилось враждебное
с их стороны отношение к евреям, основывавшееся также на чувстве зависти к их
благополучию. Именно, видя, что племя израильское увеличивается и благодаря
своей добродетели и трудолюбию становится богатым и пользуется значением, они
испугались, как бы оно не овладело ими самими. При этом, благодаря отдаленности
времени, египтяне совершенно забыли о заслугах Иосифа, стали крайне надменно
обходиться с израильтянами и взвалили на них различные тяжелые работы, тем
более что царская власть перешла к новой династии: они поручили им отвести реку
[Нил] в разные каналы и соорудить у городов стены и плотины, чтобы вода реки не
проникла в города и не обратила почву их в болото. Равным образом они побуждали
народ наш строить пирамиды220, изучать всевозможные ремесла и привыкать к
тяжелым трудам. В продолжение четырехсот лет они несли такое иго221; при этом
происходило нечто вроде состязания, так как египтяне преследовали цель – во что
бы то ни стало извести израильтян тяжелыми работами, а последние хотели
показать, что они сильнее всех этих мероприятий.
2. В то время как евреи находились в таком положении, у египтян явилась и
другая причина, по которой они еще более постарались стереть с лица земли народ
наш. Поводом к этому послужило следующее: один из египетских ученых (которые,
кстати сказать, особенно выдаются своими предсказаниями будущего) возвестил
царю, что к тому времени среди израильтян родится мальчик222, который если
вырастет, то сокрушит могущество египтян и сделает евреев властным народом; при
этом он превзойдет своей добродетелью всех людей и приобретет вечную славу.
Испугавшись этого, фараон по совету того предсказателя повелел всех родившихся
тогда еврейских детей мужского пола бросить в реку и загубить, а египетским
повивальным бабкам приказал следить за беременностью еврейских женщин и не
выпускать из виду их родов; он повелел именно египетским бабкам следить за этим,
потому что они, будучи одной с ним национальности, не решатся ослушаться
царского приказа. Тех же, кто поступит вопреки этому приказанию и осмелится
тайно спасти новорожденных, царь приказал вместе со всем их семейством
подвергать смертной казни. Это было ужасным ударом для тех, кого это
распоряжение касалось (т. е. евреев), не только потому, что родители таким
образом лишались детей своих, причем им самим приходилось исполнять роль
палачей, но и оттого, что мысль о совершенном прекращении рода – а это
представлялось неизбежным при убиении детей и их собственном полнейшем
изнурении – еще усугубляла им тягость и безвыходность их положения. В такомто
горе были они. Однако никто не в состоянии оказать посильное давление на
решения Господа Бога, хотя бы и пустил для этого в ход тысячи ухищрений.
Поэтомуто и ребенок, о котором предсказывал ученый прорицатель, продолжал,
несмотря на все мероприятия царя, подрастать, и все случилось именно так, как о
нем было предсказано. Произошло же все это следующим образом:
3. Один знатного происхождения еврей, Амарам223, очень заботился об
участи всего своего народа, боясь, как бы он совершенно не исчез с лица земли
ввиду недостатка в подрастающем молодом поколении224, при этом он и сам лично
находился в безвыходном положении, так как жена его была беременна. Поэтому он
обратился к милосердию Предвечного225, умоляя Его сжалиться наконец над людьми,
которые ни в чем не изменили своему благочестию, и, освободив их от настоящего
их горя, оставить им надежду, что их племя не погибнет. Господь Бог сжалился
над ним и в ответ на его мольбу явился ему во сне. Он стал уговаривать Амарама
не отчаиваться относительно будущего, говоря, что отлично помнит благочестие их
(евреев) и за это всегда воздаст им должное, как Он уже даровал предкам их то,
что они из столь небольшой горсти людей стали таким многочисленным народом.
Ведь Аврам явился одиноким из Месопотамии в Хананею и здесь нашел свое счастье
как во всех прочих отношениях, так и относительно жены своей, которая сначала
была бесплодна, а затем, ввиду его страстного желания, стала способна к
деторождению и родила сына. Таким образом он оставил Измаилу и его потомкам
Аравию, детям Хетуры – Троглодиту, Исаку же – Хананею. «А какие великие военные
подвиги он совершил при Моем пок
|
|